понедельник, 8 декабря 2014 г.

Истории из музея. Часть 1. Как был построен мостовой переход через Керченский пролив


Вы задумывались над тем, какую цель преследует человек, направляясь в музей? Одни забегают "по пути", чтобы укрыться от жары, или внезапно начавшегося дождя, другие просто любят ходить, смотреть, третьи попадают в музей, прочитав рекламу "новомодной супер-экспозиции", ну и заодно (опять-же по-пути) пробегают пару-тройку музейных залов...
Но есть и такие люди, которые заранее планируют, выбирают, готовятся...
Именно так поступают в нашем классе. Мы заранее планируем время, выбираем, что нам было бы интересно посмотреть.
В начале декабря мы посетили Народный музей истории железных дорог Кубани, который располагается в здании дворца культуры железнодорожников на станции Краснодар-1.
Скажу сразу - там очень-очень большое количество экспонатов, макетов, настоящих реликвий, так что за один раз Вы не сможете ознакомиться со всем. Меня поразило то, что вся техника действующая, находится в рабочем состоянии, всё можно попробовать включить (если очень аккуратно и бережно).
Ещё меня поразили уникальные рукописные фотоальбомы и печатные издания прошлых лет. Они находятся в свободном доступе и каждый может прикоснуться к истории.
Среди стопки альбомов я обнаружил один, по-своему уникальный альбом-фотодокумент, изготовленный вручную.

Честно говоря, я не знал о том, что мост через Керченский пролив, оказывается, уже однажды был построен.
Я сделал несколько снимков на мобильный телефон. 
Фотографии получились не очень хорошего качества, но, я думаю, те, кто заинтересуется, сможет сам посетить музей и воочию убедиться в уникальности этого фотоальбома.

Повторю, что все альбомы находятся в свободном доступе.

Уже дома, воспользовавшись услугами всемирной паутины, я попытался найти информацию о строительстве переправы, но нашел только скупые, очень общие сведения. Сопоставив эти сведения, поразмышляв и кое-что додумав, я решил написать свою версию строительства мостового перехода на основе полученного материала.

С древних времен сухопутный путь из Европы в Азию проходил "вокруг" Азовского моря. А это было не очень удобно, далеко. С развитием экономических отношений между странами, появились и морские торговые пути. И так уж сложилось, что самым удобным оказался путь через Крымский полуостров и Керченский пролив. Веди именно здесь проходит соприкосновение Европы и Азии, Севера и Юга, Востока и Запада.
Керченский пролив зимой замерзал, покрывался надежным льдом, и люди переходили его пешком, ездили на телегах, а в теплое время года - переплывали на лодках.
Но со временем люди стали задумываться над тем, чтобы построить мост, который бы сделал переправу постоянной.
В силу особых геологических и природных условий, все проекты так и оставались проектами.

В годы Великой Отечественной войны Германская армия испытывала нехватку топлива. И, чтобы легче добраться до нефтяных вышек, было решено построить мост через Керченский пролив.
Немцы считали, что таким образом они смогут "обойти основные места боевых действий и получить выход к Северному Кавказу.
В 1943 году Альберт Шпеер создал проект сухопутной переправы в виде моста, представлявшего собой сооружение из 115 пролетов, каждый по 27,1 м.
В срочном порядке были изготовлены чертежи, и на заводах Европы изготовили необходимые части для моста.
Германская армия доставила к проливу необходимые для постройки моста материалы. Но их планам не суждено было сбыться. Советские войска дали отпор захватчикам и немецкая армия было вынуждена отступать, бросив все материалы для строительства.
Весной 1944 года, после освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков из них построили железнодорожный мост, связавший Тамань и Крым.
В альбоме, который я обнаружил в музее, подробно описано, как проходило строительство.
Так как в районе Керченского пролива велись ожесточенные боевые действия, то прежде, чем приступить к строительству, необходимо было очистить территорию от мин.

Так производились противоминные работы. Сначала на катере искали мины, потом специально обученные люди - минёры на лодке подплывали к ним, обезвреживали или взрывали.
Работа по строительству моста была физически очень тяжелой, так как из-за того, что война ещё продолжалась, невозможно было привлечь много строительной техники. Тяжелые сваи устанавливались вручную при помощи специальных приспособлений - сваезабойников.

Для строительства эстакады были задействованы специальные краны-подьемники на закрепленных плотах-понтонах
Одновременно со строительством моста проходило строительство укрепляющей дамбы.

И готовились насыпи для обеспечения удобных подходов к мосту. Ведь мост должен был нести большую нагрузку по доставке грузов, необходимых для советской армии из Северного Кавказа и Кубани через Крым на Запад.
К работе по строительству дамбы и подходов были привлечены различные технические средства и механизмы. Вот как работал экскаватор - землеройная машина. Он черпал грунт с дна моря и делал насыпь, по которой продвигался всё дальше и дальше к строящемуся мосту.

За ходом работ велось тщательное наблюдение. Советские специалисты проверяли качество строительства, точность выполнения работ согласно чертежей. А также военные вели постоянное наблюдение, чтобы к мосту не подплывали не обезвреженные мины.


Вот так выглядели пролеты моста после их установки.


И вот фотография, составленная из трёх частей - построенный мост "во всей красе". И, как видно на фотографии, техника по нему всё-таки пошла. Мост имел очень большое стратегическое значение. Тщательно охранялся.

Но, сожалению, мост долго не простоял, сооружения хватило всего на несколько месяцев - февральский ход льда разрушил опоры моста. И даже принятые действия по привлечению ледокола не спасли ситуацию.
Ошибкой было то, что опоры моста не имели защиту от наступающего льда.
К тому же, трофейный материал, из которого был построен мост был, как оказалось, не лучшего качества. Возможно, на заводах, где делались детали для моста, рабочие специально "нарушали технологию", чтобы навредить фашистам.
Советские специалисты, проведя исследование разрушенного моста, пришли к выводу, что реанимировать его не имеет смысла, так как технически он изжил себя.

Позже было принято решение построить паромную переправу, которая была введена в эксплуатацию в 1953 году. На ее нужды были направлены четыре железнодорожных парома, позже еще три автомобильных. Со временем паромы значительно износились, и к 1990 году перевозки через пролив прекратили, в связи с неудовлетворительным состоянием паромов.

Сейчас опять собираются строить мост через Керченский пролив. Как пишут в средствах массовой информации, есть два варианта, где будет проходить мост. Думаю, выберут лучший..

А остатки разрушенного моста, построенного в 1944 году ещё длительное время приносили неудобства судоходству пролива....

Вот такую работу я проделал после посещения уникального музея. И это ещё не всё. Я готовлю несколько работ по всё тем-же "мотивам посещения ЖД музея", собираю информацию.

Истории из музея читайте здесь:
Часть 1. Как был построен мостовой переход через Керченский пролив
Часть 2. Путешествие по страницам музейных фотоальбомов
Часть 3. Наш паровоз, вперед лети!
Часть 4. Мой город. История железнодорожного транспорта

О моих родственниках, участниках Великой Отечественной войны вы можете прочитать здесь:
Прадедушка и прабабушка( родители бабушки со стороны отца)
Прадед и прабабушка (родители дедушки со стороны отца)
Истории детства. Верочка.
Истории детства. Валерик.
Моя прабабушка Лизунова Фёкла Сергеевна и её семья.
Мой прадед Дмитрий Васильевич Куничкин. Фотографии разных лет
.Мой двоюродный прадед Куничкин Анисим Васильевич.
Истории детства. Галочка
Долгожители нашего рода. 100 лет Куничкину Анисиму Васильевичу.
Истории из музея. Часть 1. Как был построен мостовой переход через Керченский пролив - здесь

20 комментариев:

  1. Здравствуй, Иван! Я уже делилась с Лилией Павловной о масштабности музея и богатстве экспонатов. Они поражают. А твой пост меня поразил глубиной изученной темы - вся история моста, который имел такую стратегическую значимость, описана тобой очень подробно. Очень интересно. Сразу видно, что посещение музея для тебя дало темы для новых исследований. Жду новых публикаций.Спасибо за репортаж.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Мне нравится искать что-то новое, высказывать свои версии и своё отношение к видению темы. Это немного мешает в учебе :) , так как иногда я не соглашаюсь с изложенным в учебнике материалом, потому что бывают ошибки или несоответствия. В таких случаях я теряюсь... Как поступить? Выучить параграф, или рассказать что-то другое? ^#(^

      Удалить
    2. Все несовершенно в этом мире! Избитая фраза, но... Думаю,со временем у тебя получится сочетать не сочетаемое, то есть изучаемый материал рассматривать не одного автора, а нескольких, и тогда твое собственного мнение обязательно будет более аргументированно.

      Удалить
    3. Добрый вечер, Галина Ивановна! Спасибо за совет и понимание :)

      Удалить
  2. Здравствуй, Иван! Очень интересная работа. Такие исследования заставляют задуматься над тем, как избежать ошибок в последующих проектных разработках. Иногда действительно так случается, что не учитывается какой-то один "маленький вариантик" и огромная работа тысяч людей заканчивается полным провалом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Евгения Николаевна! Вы правы, чтобы избежать последующих ошибок, надо изучить все прошлые :)
      А я вот о чем подумал. Из-за нестабильности тектонических плит, в районе Тамани происходит довольно таки "регулярный сдвиг". Из-за этого русло реки Кубань меняет свое направление и впадает то в Черное море, то в Азовское...Не получится ли вскоре очередное "движение земли"? Не разрушит ли это переправу? Тут расчёт "запаса предела прочности материалов" не поможет. А. насколько я понял, одним из вариантов представляется мост "подвесной", то есть с большой нагрузкой на какую-то определенную точку?... Есть о чем задуматься. Ведь на кону большие затраты. :)

      Удалить
  3. Ваня, Это очень хорошо, что в столь раннем возрасте ты задумываешься над такими проблемами. Главное, когда повзрослеешь, не забудь, что ты хотел сделать "в детстве" ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, я думаю, если забуду - Вы мне напомните :))

      Удалить
    2. Настоящий комментарий любимой мамочки!
      :)) :D :-bd

      Удалить
  4. Мне тоже интересно, какой будет мост? Железнодорожный или автомобильный? Н.Г.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что это будет автомобильный мост.

      Удалить
  5. Ваня, добрый вечер. Интересный рассказ, прочитала на одном дыхании. Как же многогранны твои юношеские увлечения! Значит, есть полная уверенность, что где-то в скором времени проявится и твой талант, и мы услышим: "Автор.....Куничкин Иван!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Анна Борисовна!
      Юность на то и дана человеку, чтобы мечтать, строить проекты, делать ошибки и учиться-учиться-учиться ;) А "услышать" Вы, пожалуй, сможете о каждом из своих учеников :) Даже, совершенно неожиданно, и о таких, о которых "никогда бы не подумала"... :)) Время покажет :-bd

      Удалить
    2. Да, Иван, так оно и есть, уже о некоторых слышу, говорю с гордость, МОЙ ученик!

      Удалить
  6. Ваня, Вы с Ириной Валерьевной проделали огромную работу, ведь подготовить сообщение о том, о чём мало упоминаний, очень сложно... Молодцы!
    Теперь, я думаю, просмотров у блога ещё больше прибавится, ведь в свете принятия решения о строительстве нового моста через Керченский пролив, много людей будут искать информацию в Сети! Предлагаю, когда мост построят, написать и о нём! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Лилия Павловна!
      Вы правы, работа проделана немаленькая. И не только мы с мамой, но и папа принимал активное участие на подготовительном этапе работы над статьёй.
      Так что, наш семейный редакторский коллектив ;) творит :-bd
      А о количестве просмотров я не знаю... может и увеличится.;) Мне бы хотелось, чтобы увеличилось...количество комментариев :))

      Удалить
  7. Очень интересно было читать, Иван, твою новую статью! Опять восхищаюсь масштабами работы, которую ты провел по поиску и отбору информации! Молодец!
    И еще, хочется сказать твоей маме, Ирине Валерьевне, огромное спасибо за такого чудесного и любознательного мальчика! Побольше бы таких детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Нас, таких любознательных в семье много ;) и творческих, и работящих, и увлеченных :-bd Всему этому наша семья очень благодарна прошлым поколениям, воспитавших таких людей. =D7 =D7 =D7

      Удалить
    2. Ваня, ты прав, именно в семье формируется личность ребенка, семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. Я тоже свое становление не мыслю вне своей семьи, где шло формирование моей личности.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      А я вот попытаюсь оставить на память будущим поколениям вот такой электронный рассказ о прошлом. Через несколько лет всё то, что сейчас кажется чудом современности, станет простым и обыденным. Ну как те черно-белые фотографии из прошлого...;)

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы