среда, 10 декабря 2014 г.

Истории из музея. Часть 2. Путешествие по страницам музейных фотоальбомов

Фотоальбомы в музеях обычно хранятся строго под стеклом, А переснятые странички бережно упакованы в защитные рамочки и размещены на специальных стендах. В Народном музее истории железных дорог Кубани, который располагается в здании дворца культуры железнодорожников на станции Краснодар-1, всё по-другому. Фотоальбомы находятся в свободном доступе.
Все жалеющие могут ознакомиться с историческими документами, фотоснимками, сделанными непосредственными свидетелями тех далеких событий.
Вот так, просто на столе и лежат настоящие реликвии. 
Я хочу рассказать о некоторых из них и немного о том, что заинтересовало меня, как любителя "покопаться в архивах". У вас может возникнуть вопрос: "Откуда такое увлечение у современного подростка?". Отвечу - всё началось с составления родословной для урока кубановедения ещё в начальной школе. Тогда я впервые столкнулся с старинными документами и фотографиями более чем столетнего прошлого. Так и повелось. Увижу "что-то стоящее" - обязательно найду причину в спокойной обстановке ознакомиться с содержимым.


Первый фотоальбом, привлекший мое внимание был отмечен цифрой 9. Пожелтевшие, слегка истрепанные странички, состарившийся кожаный переплет, металлическая табличка с еле читаемыми буквами..."Великая Отечественная война 1942 год . На восстановлении и заграждении боевых коммуникаций с Крымского, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов. Управление Военно-восстановительных работ...НКПС".


На первой, заглавной странице типографском способом сделана надпись "Путь" и фотография двустороннего железнодорожного пути. В ручную добавлена надпись "1942 г". Из этого я сделал вывод, что подобные альбомы были выпущены в типографии для определенных целей.


Мои догадки оказались верными. Все страницы были выполнены в едином стиле. Такое возможно, если перед теми, кто составляет альбом ставится указание (или инструкция), как выполнять задание. На каждой странице фотоальбома по две фотографии паровозов с различными разрушениями, полученными в результате боевых действий. Описывается характер полученных повреждений и даётся ссылка на какой-то дополнительный материал.
Я думаю, что этот фотоальбом часть технической документации по устранению повреждений подвижного состава.

У окна, на специальной штанге-подвеске в свёрнутом виде хранятся красные знамена советского времени. Получение такого знамени означало то, что коллектив одержал победу в социалистическим соревновании, является лучшим, а также работникам коллектива, получившего такое знамя, выделялись различные премии, награды, предоставлялись льготы.


На стене портрет Дроздова Михаила Андреевича - токаря паровозного депо Екатеринодара, который был председателем стачкома в 1905 году на железнодорожном узле, а рядом с ним портрет Дроздова Филиппа Андреевича - красноармейца, члена Ленинской партии большевиков.

Я заинтересовался, кто эти люди, чем они знамениты? И в сети интернет нашел вот такую запись:
"БРАТЬЯ ДРОЗДОВЫ
Все братья рабочей семьи кубанских путейцев были членами Ленинской партии. С юных лет связал свою жизнь с революционным рабочим движением средний из семьи Дроздовых - Михаил. Член РСДРП с 1902 г., он являлся основателем одного из первых социал-демократических кружков на Кубани. Под его руководством проходили первые забастовки железнодорожников. Михаил Дроздов - рабочий токарь Екатеринодарского железнодорожного депо воспитал многих стойких революционеров.
За активное участие в революционном движении Михаил Дроздов одиннадцать месяцев без суда и следствия томился в Екатеринодарской тюрьме. Затем семь лет ссылки в Иркутск, в Александровский централ...
Михаил Дроздов после Октябрьской революции возглавляет один из красногвардейских отрядов, затем, в период, когда белогвардейцы занимают Екатеринодар, участвует в партизанском движении. Михаил погиб в августе 1918 г. под Геленджиком.
Храбро сражается против белогвардейцев - корниловцев и деникинцев Филипп Дроздов. В невероятно сложных условиях, через знойные астраханские степи проводит он караваны с оружием и боеприпасами в Моздок. Ему не исполнилось и тридцати, когда в том же 1918 г. вражеская пуля сразила его под Астраханью.
Несколько лет старший брат Николай Дроздов был рассыльным на станции. Самостоятельно выучился грамоте и стал железнодорожным телеграфистом. В 1901 г. призван в армию. За организацию митинга в декабре 1905 г. военно-полевой суд лишил Н. А. Дроздова унтер-офицерского звания и отдал в исправительные арестантские отделения сроком на пять лет.
После окончания гражданской войны Николай Дроздов был на профсоюзной работе. В 1942 г. трагически погиб.
Внес вклад в установление Советской власти на Кубани Петр Дроздов. Он один из первых депутатов Екатеринодарского горсовета и секретарь исполкома. Впоследствии - красный военный комендант и комиссар железнодорожной станции Екатеринодар. В 1922 г. Петр Дроздов - делегат от Кубано-Черноморской парторганизации на XI съезд РКП(б).
Петр Андреевич успешно закончил курсы инженеров транспорта, проявил себя незаурядным организатором. В 1930 г. зверски убит бандитами в Грозном.
Память о героической семье жива. Прекрасный Дворец культуры железнодорожников в Краснодаре носит сегодня имя Михаила Дроздова. На доме № 12 по бывшей улице Вокзальной, где проживала семья Дроздовых, установлена мемориальная доска. В локомотивном депо Краснодара, где многие годы работал токарем Михаил Дроздов, установлена памятная мраморная плита с его фотографией. По просьбе общественности Краснодарский горисполком принял решение о переименовании улицы Вокзальной в улицу имени братьев Дроздовых" 

Сейчас Краснодарский дворец культуры железнодорожников носит имя Михаила Дроздова. Меня привлек ещё один необычный, интересный фотоальбом, в котором были помещены фотографии с характеристиками посетителей технической библиотеки.


Наверное этот альбом был выпущен, как пропагандическая наглядная агитация, показывающая стремление советских людей к самообразованию. Я покажу Вам несколько листов из этого альбома.

На первой странице портрет Владимира Ильича Ленина и его слова: "Коммунизм начинается там. где появляется самоотверженная забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране всех продуктов, предназначенных для всего общества"
Следующие странички заполнены характеристиками читателей технической библиотеки. Я сохраняю орфографию и пунктуацию написанного в неизменном виде. Так лучше чувствуется "эпоха времени".
.Гвоздёв Владимир Павлович. Зав.тех-учебой при паровозном депо. Читателем состоит с 1934 г. Активно помогает в работе техбиблиотеки. Всегда популяризирует литературу среди своих слушателей, помогает продвигать новинки, дает всегда отзыв о тех книгах, которые он читает, указывает, что в данной книге особенно ценно. Это один из самых активных читателей из ИТР, который не только пользуется всеми новинками, но и других втягивает в чтение техлитературы. В день столетия железных дорог ..апреля 1938 г. т.Гвоздев прочел лекцию в чит.зале библиотеки"
Кузьмичева Оля. Читателем техбиблиотеки стала с 1934 года, когда работала в ШЧ-8 в качестве электромонтера, затем стала в свободное время помогать в работе техбиблиотеки. Относилась очень честно к тем поручениям, которые давала ей биб-ка. Постепенно она начала знакомиться с библиотечной работой и когда ей в 1937 году предложили перейти в техшколу на должность зав.библиотекой, она дала согласие и вот уже скоро 2 года, как она работает на библиотечном фронте. Это ещё один из актива техбиблиотеки, который пополнил ряды библиотечных работников." 
"Т.Золотых Мария Ивановна, читателем техбиблиотеки состоит с 1934 г., работает уборщицей дорожного мастера ПЧ-16-7-8 околодка. Литературу берет по общественно-политическим и общеобразовательным дисциплинам. Учится в школе взрослых, одновременно является передвижницей с 1934г,, помогает в казарме внедрять техническую книгу среди ремонтных рабочих и курсантов, т.к. там проходит техучеба 7 и 8 околодков. К своим обязанностям относится добросовестно и всё, что поручают ей в биб-ке всегда выполняет аккуратно и с любовью. 
Каждую политическую кампанию своих читателей обслуживает новинками, особенно помогала в день выборов в Верховный Совет ССР и РСФСР, по внедрению массовой политической литературы."
"Т.Выскребцев Федор Иванович, машинист паровозного депо, уже 6 лет состоит читателем тех-библиотеки. Как бы занят не был т.Выскребцев выберет время, чтобы зайти и спросить нет-ли чего новенького, помимо технической, он очень много читает  литературу по текущей политике, журналы, стахановскую литературу."

.Гончаров Павел Дмитриевич читателем состоит с 1936 г., очень аккуратный. Раньше работал осмотрщиком, а теперь занимает должность вагонного мастера. Частый посетитель тех-библиотеки, он и другим прививает любовь к технической книге"
Как вы успели заметить, читатели технической библиотеки люди совершенно разных уровней образования и профессионального уровня, но из объединяло одно - желание жить по Ленинским Заветам и построить Коммунизм во всём мире.

Ещё один альбом, хранящийся в музее был выпущен в 1925 году к двадцатой годовщине революции 1905 года. Отлично сохранившееся издание с хорошими, качественными фотографиями. Я не буду его комментировать, а просто покажу несколько фото-страниц, чтобы вы имели представление о нём.






Уникальные фотографии прошлых лет, связанные с революционным движением 1905 года.
А теперь предлагаю перенестись на 80 лет и посмотреть счастливые детские лица юных артистов, занимающихся в кружках дворца культуры имени Михаила Дроздова.



Сейчас этим юным танцовщицам, судя по всему лет по 35...Интересно бы узнать, как сложилась их судьба? Помнят ли они о тех счастливых годах, проведенных в стенах Дворца культуры? Помнят ли о тех людях, благодаря самоотверженному труду которых стало возможным вот такое счастливое детство.


Вот так, простые старые альбомы, которые многие выбросили-бы как "хлам и пылесборники", благодаря неравнодушным увлеченным людям становятся живыми свидетелями нашего исторического прошлого.

Информация о братьях Дроздовых взята здесь:
http://mognovse.ru/vx-vstavaj-kubane-narodnim-gnevom-stranica-6.html
Фотографии из коллекции 
Народного музея истории железных дорог Кубани


Истории из музея читайте здесь:
Часть 1. Как был построен мостовой переход через Керченский пролив
Часть 2. Путешествие по страницам музейных фотоальбомов
Часть 3. Наш паровоз, вперед лети!
Часть 4. Мой город. История железнодорожного транспорта

8 комментариев:

  1. Как трепетно прикасаться к страницам истории, вглядываться в лица людей на портретах и старых фотокарточках, которые жили, порой задолго до нашего рождения... Жили, чувствовали, думали, работали... Так и хочется спросить: "Как? Кем? Когда? Где?". Может быть, спустя лет пятьдесят или сто, наши фотографии так же пристально будут разглядывать потомки и задавать те же самые вопросы...
    Спасибо, Иван, за замечательный пост. Прочитала с огромным удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна Владимировна! А я поразился тому, как тщательно были сделаны записи в альбоме тех.библиотеки. Вот совсем разные люди, а объединяла их единая цель - построить Коммунизм. И пусть сейчас многие ругают "то" время, я понял одно : Люди были счастливы верой в светлое будущее. В будущее своих детей и внуков. :) Они жили не для себя, а для других. Нам это трудно понять. Но вот такие "неофициальные" свидетельства помогают. :)

    ОтветитьУдалить
  3. Ваня, спасибо тебе за этот рассказ, за возможность заглянуть в архивные альбомы. Исторические события в архивных фотографиях - это трепетно, волнительно, но в тоже время, как-то гордо, ведь с легка застала тот период, когда ребятишки занимались при дворцах культуры промышленных предприятий. Помню, как на мебельную фабрику "Кубань" (там работал мой папа) приезжали гости заграничные, а нас, маленьких несмышленышей одели в нарядные костюмчики, поручили вручать цветы...

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Анна Борисовна! Сейчас дети тоже участвуют в разных конкурсах на предприятиях, где работают их родители. Вот я в субботу буду участвовать в таком. Пожелайте мне удачи.
    .

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуй, Иван! И еще одну страничку истории я открыла для себя с твоей помощью. Как все душевно, подробно и наглядно.Умеешь ты увлечь своим рассказом. И еще мне понравилось, как заинтересовано прозвучало твое обращение к тем, кто изображен на фотографиях. Ведь самое главное в истории - это люди, которые ее делают. Надеюсь, что кто да откликнется, узнав себя на этих пожелтевших фотографиях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна!
      Люди делают историю, но и история делает людей. :)
      Я заметил, что сейчас очень мало уделяется внимания патриотическому воспитанию молодежи. Всё больше сталкиваешься с критикой и высказываниями против существующего порядка. А для молодых это очень сложно понять, взвесить и сделать правильные выводы. :(
      С некоторых пор с перестал смотреть телевизор. Не могу спокойно реагировать на то, что там говорится. Предпочитаю искать информацию в интернете. По крайней мере есть возможность сравнить и проанализировать. :)

      Удалить
  6. Иван, жду в гости. Покажу тебе свои семейные архивы. Судя по всему, тебя может кое-что заинтересовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения Николаевна, приглашение принято :) Ждите на зимних каникулах. Обязательно приеду и с удовольствием "покопаюсь" в вашем архиве. Чувствую, будет сюрприз ;)

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы