вторник, 9 декабря 2014 г.

АРХИВ. Из блога "Наш А класс". Поговорим об искусстве. Рафаэль - художник, архитектор, поэт...

Маленький городок Урбино на востоке Италии в XV веке был обычным провинциальным местечком, ничем не отлившимся от десятков других средневековых городов. В 1480 году в одной ничем не примечательной семье родился мальчик, которому дали имя Raffaello Santi. Рафаэль Санти из Урбино. Под этим именем его узнал весь мир и вот уже более 500 лет восхищается его великими творениями.
Кто же он такой, Рафаэль? Ответ однозначен; итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории.
Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии. Его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество станковых картин, всемирно известные фрески, превосходные портреты.
Сюжеты произведений Рафаэля разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн", его картины "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская мадонна", "Мадонна в зелени", "Мадонна в кресле", приобрели мировую известность.
"Сикстинская мадонна" - картина, вокруг которой много тайн и загадок. Одна из них: почему она написана на полотне, а не на доске, как было принято для икон? Почему картина такая большая? Её размеры огромны для того времени (256 x 196 см). Но это ещё далеко не все загадки.


Каждая картина Рафаэля до сих пор поражает своей духовностью. величием и бессмертием.
Не менее удивительны и реалистичны фрески, созданные великим мастером. Фрески Рафаэля - это аллегорические изображения человеческой деятельности. "Афинская школа", украшение парадного зала Ватиканского дворца, символизирует философию.


Как и многие другие мастера итальянского Возрождения, Рафаэль был универсально одаренной личностью, был также архитектором и руководил археологическими раскопками.
Рафаэлю принадлежит архитектурный замысел конюшен Киджи, а в церкви Санта Мариа дель Пополо - замысел капеллы Агостино, которую Рафаэль не только расписал, но и заказал для нее чудесную гробницу, поручив флорентийскому скульптору Лоренцетто две фигуры, которые и поныне находятся в доме последнего в Риме у Мачелло деи Корби. Однако смерть Рафаэля и вскоре за ней последовавшая смерть Агостино были причиной того, что работа в этой капелле была передана венецианцу Себастьяно.


В 1514 году  Рафаэля приглашают в качестве главного архитектора на реконструкцию самого большого в мире христианского храма Святого Петра, который начали перестраивать при Юлии II. Это приглашение поступило после смерти Браманте, под руководством которого храм обновлялся начиная с 1506 года.


 Несмотря на то что после смерти самого Рафаэля его планы реконструкции храма Святого Петра были пересмотрены, он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, сумев при этом зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, и получил признание не только как первый художник, но и как первый архитектор Рима.
Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.


 В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509)


Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик.
Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. Строительство виллы было передано в 1517 году А.да Сангалло младшему.


К сожалению, большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, поэтому сейчас мы не имеем возможности составить полное представление о его достижениях в этой сфере искусства.
Помимо всего этого Рафаэль писал сонеты своим возлюбленным.

"Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье. 
Готов безропотно сносить твой гнёт 
И жить рабом, закованным цепями, 
А их лишиться — равносильно смерти. 
Мои страдания любой поймёт, 
Кто был не в силах управлять страстями 
И жертвой стал любовной круговерти."

Преждевременная смерть помешала Рафаэлю получить небывалую для живописца награду и стать кардиналом.
Джо́рджо Ваза́ри, автор "Жизнеописаний", основоположник современного искусствознания, писал, что Рафаэль умер "после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно", но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. 
Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 года, в возрасте 37 лет Похоронен в Пантеоне.


На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы