понедельник, 19 января 2015 г.

Истории из музея. Часть 4. Мой город. История железнодорожного транспорта

Сейчас трудно представить, что совсем недавно (по историческому времени) на Северном Кавказе не было железных дорог. Да-да. Чуть меньше полутораста лет прошло с тех пор, как началось строительство железнодорожных путей сообщения. В 2015 году исполняется 140 лет этому событию. Начиналось всё очень необычно, с постройки железнодорожной линии Грушево-Аксай-Таганрог-Ростов. Именно это событие создало условия для строительства железных дорог на Северном Кавказе.
Очень, на мой взгляд, решительный человек, барон Штейнгель Рудольф Васильевич, инженер, коллежский асессор, в качестве учредителя принимает на себя обязанность в течение 3-х месяцев составить на основании устава "Акционерное общество Ростово-Владикавказской жд". Это общество брало на себя обязанность "построить и эксплуатировать эту дорогу на свой страх и риск, во всём согласно означенному уставу". Правда, необычный проект "на свой страх и риск"? Но Акционерное Общество справилось со всеми взятыми на себя обязанностями. И в 1875 году построило дорогу от Ростова до Владикавказа длиной 652 километра. Это был несомненно прорыв в развитии транспорта.
В 1882 году, начальник Кубанской области Наказной Атаман Николай Николаевич Кармалин послал записку на имя Александра III, в которой всесторонне обосновал необходимость строительства железнодорожной линии соединяющей Владикавказскую железную дорогу с Черным морем - портом Новороссийск.

 Было получено разрешение от императора "землевладельцу дворянину Федору Шашину произвести за собственный счёт изыскание для постройки железной дороги от Владикавказской жд до порта Новороссийск" (газета "Кубанские областные новости" № 28 от 17 июня 1882 года).
Само же строительство, а также и постройка Новороссийской ветви вышеназванной дороги и устройство коммерческого порта в Новороссийскебыло поручено уже созданному акционерному обществу. Были выпущены дополнительные заемные билеты на разные суммы от 100 до 10.000 рублей сроком на два года.

Коммерческий порт в Новороссийске с элеваторами, эстакадами и другими приспособлениями, согласно современным требованиям, был выстроен очень скоро и явился последним словом техники.

На всей ветви было построено 16 станций, 287 искусственных сооружений, в том числе более десятка мостов и 2 тоннеля  Наиболее крупные трудоемкие объекты - два двухпутных тоннеля через горный перевал (длиной 653 и 180 сажен (1 сажень = 2,1336 метра)) и мост через реку Кубань.
15 декабря 1987 года по большому туннелю был пущен пробный поезд. Испытание прошло успешно, о чем министр путей сообщения К.Посьет лично доложил Александру III.


1 апреля 1885 года началось строительство линии Тихорецкая-Екатеринодар-Новороссийск. Строительство велось одновременно на всём участке и было задействовано более 15 тысяч рабочих

15 июля 1887 года открыто движение поездов на этом участке. Эта дата стала официальным началом ныне существующего Краснодарского отделения дороги и его истории.


Второй участок дороги Екатеринодар-Новороссийск был сдан 25 июня 1888 года.
По вновь построенным железным дорогам пустили паровозы серии "А" и крытые двухосные грузовые вагоны.



А это очень редкий снимок 1887 года, на котором можно увидеть тех, кто стоял у истоков развития Екатеринодарского ДЕПО.

Краснодар - мой город. Он богат своей историей. Каждый дом, каждая фотография является немым свидетелем многих событий прошлых лет. Я узнаю что-то новое и с удовольствием рассказываю об этом Вам, мои читатели

Истории из музея читайте здесь:
Часть 1. Как был построен мостовой переход через Керченский пролив
Часть 2. Путешествие по страницам музейных фотоальбомов
Часть 3. Наш паровоз, вперед лети!
Часть 4. Мой город. История железнодорожного транспорта - здесь.

4 комментария:

  1. Да, Ваня, наш город богат своей историей, многие страницы мне мне известны, а некоторые только открываются, например, история железнодорожного транспорта. Огромное спасибо тебе за это, за возможность прикоснуться к старым фотографиям. У истоков стояли благородные, интеллигентные и увлеченные люди

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Краснодар-удивительный город. Здесь каждый дом имеет свою историю. А уж сколько музеев, для многих неизвестных. Вот я и пытаюсь донести до читателей, что где можно увидеть.

      Удалить
  2. Спасибо, Ваня, за очень интересный и подробный рассказ! С удовольствием прочитала! А фотографии ты нашел в музее? Или у тебя есть еще какие-либо источники?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Владимировна! Раскрою секрет, как я работаю с музейными экспонатами. Сначала я беру за идею "музейную информацию", а потом начинаю копаться в энциклопедиях, справочниках, интернете и ищу информацию по данному вопросу. Процесс трудоемкий. Много интересной информации я откладываю "на потом", если они не вписываются в формат сообщения. Так появляются тематические черновики, которые постепенно пополняются новой информацией (так называемый "побочный эффект" :)) ) Когда появляется достаточно информации, я делаю работу и публикую её. Так появляются "серии" в блоге.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы