воскресенье, 10 мая 2015 г.

Бывает и такое. Конкурс, который потерялся...

КИТ Зимняя серия. Межпредметный конкурс для учащихся 5-11 классов "Исторический детектив: 10 загадок Эрмитажа". Вдохновившись бодрым призывом организаторов конкурса: "Вперед, друзья! Выполнив задания, подобно находчивым детективам, раскроете тайны, поджидающие нас в залах великолепнейшего музея - Эрмитажа - и скрытые покровом времени", и тем, что стал победителем одного из предыдущих конкурсов Осенней серии, я выполнил задания и, оплатив участие в конкурсе, отправил бланк ответов по указанному адресу. К моему величайшему сожалению, работа где-то потерялась, потому что я не нашел своей фамилии среди участников конкурса. "Обидно, досадно, но ладно" - есть такая утешительная поговорка.
И вот теперь, чтобы мой труд совсем уж не пропал даром, я опубликую здесь свои ответы на вопросы викторины.

10 интереснейших заданий, вопросы, над которыми пришлось подумать, чтобы дать ответ:
Задание 1. 
Изучите документы, опросите свидетелей и выясните: кто и когда положил начало музейному делу в России?
Мой ответ:
ПЕТР-I положил начало музейному делу в России, создав в 1714 году в городе Петербурге Кунсткамеру (для публики стала доступна с 1719 года).

Задание 2
В Эрмитажном театре в свое время получил развитие один из видов искусства, принесший славу России. Проведите расследование и ответьте, что это за вид искусства?

Мой ответ:
Театрально-музыкальное искусство. В конце XVIII века в Эрмитажном театре состоялась премьера комической оперы А.Аблесимова на музыку М.Соколовского "Мельник, колдун, обманщик и сват" (16.11.1785 г.). С тех пор постановки театральных пьес, а также проведение музыкальных вечеров стали постоянными. Это и стало началом к развитию театрально-музыкального искусства, в итоге принесшего славу России

Задание 3
Четвертый вариант «творчества интуитивного разума», появившийся в Эрмитаже в 2002 году, - что за таинственный экспонат?

Мой ответ:
В 2002 году в Эрмитаже появился новый экспонат - четвертый вариант картины Казимира Малевича "Черный квадрат". Сам Малевич говорил об этой картине: "Квадрат - творчество интуитивного разума, квадрат живой, царственный младенец".

Задание 4 Проведите расследование и определите: какое отношение имеет Кулибин к часам "Павлин"? 
















Мой ответ:

Часы "Павлин" работы английского механика Джеймса Кокса были куплены в 1777 году князем Григорием Потемкиным в подарок императрице Екатерине II. Во время транспортировки из Англии части механизма были повреждены и нуждались в ремонте. Неизвестно, пытался ли кто специально разрушить механизм часов, но они превратились в груду деталей и были доставлены в нескольких корзинах, причем, нескольких деталей не хватало.
Русский механик Иван КУЛИБИН собрал эти часы заново, изготовив самостоятельно недостающие детали и, возможно, усовершенствовал механизм.

Задание 5
Проведите расследование: из улик имеется только "аромат Караваджо" и эта картина. Из каких компонентов состоит этот аромат? Как связан с этой картиной? Какое отношение эти улики имеют к Эрмитажу?




Мой ответ:
В ноябре 2005 года в Эрмитаже состоялась необычная выставка- ароматическая инсталяция "Караваджо в Эрмитаже: картина и аромат".
Напротив картины Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней" была установлена консоль с девятью цилиндрическими сосудами, содержащими гель с девятью ароматами: шестью цветочными (ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник, дамасская роза) и тремя фруктовыми (инжир, слива, груша). Эти цветы и фрукты изображены на картине.
Десятый, объединяющий эти девять ароматов, дал финальный аромат под названием "Караваджо" - так были названы духи. Презентация которых состоялась в зале Эрмитажа.

Задание 6
Сбор этой коллекции, по мнению специалистов, в какой-то степени положил основу научной археологии в России еще во времена Петра Первого. Выясните, что это за коллекция и как происходило ее собирание.

Мой ответ:
Сибирская коллекция Петра I состояла из находок 1763 года из раскопок скифского Литого кургана генералом А.П.Мельгуновым.
Это самое раннее археологическое собрание в России, отражающее культуру евразийских кочевников с VII в. до н.э. по II в.н.э.
Изначально коллекция хранилась в Кунсткамере, а в 1859 году была передана в Эрмитаж.
В 1859 году была создана Императорская Археологическая комиссия, которая организовывала, финансировала раскопки и работы по изучению и публикации памятников древности.
С середины XIX века Эрмитаж – место хранения и научного изучения археологических находок.
В составе коллекции находятся экспонаты:
- Сокровища кургана Куль-Оба (1830г) (Пантикапея, Боспорское царство),
- памятники из раскопок античных городов Северного Причерноморья (Пантикапея, Ольвия, Херсонес, Нимфея, Феодоссия, поселения на острове Березань),
Находки археолога И.Е.Забелина:
-1862-63 г – курган Чертомлык в Причерноморских степях,
- 1864 г – курган Хохлач, Новочеркасский клад.
Находки археолога Н.И.Веселовского:
- 1897 г – Майкопский курган
- Прикубанские раскопки:
--курган у станицы Костромская,
--Келермесские курганы,
--курган Солоха на левом берегу Днепра (1912-1917 г)
И другие находки.

Задание 7
На основании сюжета этой картины художники считали одного из изображенных на ней своим покровителем. Картина была в свое время разъединена, обе части долгое время находились отдельно друг от друга и даже имели самостоятельные названия. Наконец в 1884 году именно в Эрмитаже части воссоединились.
Что это за картина, кто ее автор? Расскажите кратко историю ее появления в Эрмитаже.



Мой ответ:
Это картина "Св.Лука, рисующий Мадонну" Рогир ван дер Вейдена.
Существует версия, что до 1813 года картина была едина и украшала один из монастырей Испании. После разгрома монастыря, картина была распилена на две части, которые существовали самостоятельно, переходили из коллекции в коллекцию.
В 1843 (?) году одна из частей картины, названная "Св.Лука", попала в коллекцию нидерландского короля Вильгельма II, а затем была продана в 1850 году в Гааге на распродаже. Картина была приобретена для Эрмитажа.
Вторая часть картины, названная "Богоматерь с младенцем", в 1881 году попала в коллекцию барона Бернонвилля, а потом в 1884 году была привезена для продажи в Петербург парижским торговцем картинами Антуаном Бером.
Комиссия экспертов старой живописи в составе графа П.С.Строганова, географа и путешественника П.П.Семенова-Тянь-Шаньского, писателя Д.В.Григоровича, художника М.П.Боткина оценили эту картину как высокохудожественное произведение. Было принято решение приобрести её для Эрмитажа.
При дальнейшем рассмотрении было установлено, что обе картины составляют единое целое. Были произведены необходимые реставрационные работы и картина приняла свой первоначальный целостный вариант. 

Задание 8
"Что за лестница! - шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот говорят: лгут сказки! Кой черт лгут! Боже ты мой, что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!.. Что за картина! Что за чудная живопись! - рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется, живая! А Дитя Святое! И ручки прижало! И усмехается, Бедное! А краски! Боже ты мой, какие краски! Тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь, да бакан. А голубая так и горит! Важная работа! Должно быть, грунт наведен был блейвасом. Сколь, однако ж, не удивительны сии малевания, но эта медная ручка, - продолжал он, подходя к двери и щупая замок, - еще большего достойна удивления. Эк, какая чистая выделка!"
Изучите документ и ответьте на следующие вопросы. Кто автор? Что это за произведение? О чем идет речь в этом отрывке?

Мой ответ:
Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" - "Ночь перед Рождеством".
Кузнец Вакула в поисках черевичек "которые сама царица носила" для своей невесты Оксаны, попадает в Петербург. Там он отправляется к Запорожским казакам, и вместе с ними попадает в царский дворец.
Кузнец с удивлением рассматривает убранство царского дворца и по-своему (по-простому, по-деревенски, с точки зрения деревенского кузнеца) оценивает стоимость работы. Кузнец рассуждает о художественной ковке перил лестницы царского дворца ("Какая работа! Одного железа рублей на 50 пошло") и висящей на стене картине, (предположительно, одному из изображений иконы "Мадонна с младенцем Исусом") "А Дитя Святое! И ручки прижало! И усмехается, Бедное"
И даже пытается выяснить какие краски использовались: "Тут вохры (охры- природная краска желтого цвета), я думаю, и на копейку не пошло, всё ярь (ярь-медянка, зеленая краска, используемая в иконописи) да бакан (лаковая краска разных оттенков красного цвета, начала выпускаться на по указу Петра I на химическом заводе Павла Васильева) …" и технику написаной работы: "…грунт наведен был блевайсом"(высококачественный грунт, чистого белого цвета с природным небесно-голубоватым оттенком, придающий особую выразительность наносимым поверх него краскам)

Задание 9
Распродажа 1929–1934-х годов. Что это за веха в истории музея? Каковы ее цель и результат. Выясните, как это происходило. Каково ваше отношение к событию?

Мой ответ:
В конце 20-х годов XXвека советское правительство, испытывая недостаток в валюте, необходимой для развития промышленности (покупка техники, строительство заводов) распорядилось пустить на распродажу музейные экспонаты.
Первоначально были отобраны 250 картин, оружие из арсенала, скифское золото из особой кладовой.
Было создано агентство "Антиквариат", занявшееся продажей музейных ценностей.
Сначала продавались не самые известные вещи, но с наступлением Великой депрессии 30-х годов, снизился интерес Запада к вложению в искусство.
Было принято решение (в 1930 году) производить продажу шедевров первого ряда, чтобы пополнить поступление валюты для закупки техники и оборудования.
Я считаю такое решение крайне неправильным и даже вредным, ведь доход от продаж составил не более 1% валового дохода страны, т.е. не оказал значимого влияния на ход индустриализации. Вполне можно было обойтись и без этого.
Действия "Антиквариата" нанесли значительный ущерб национальному культурному достоянию страны и подорвало международную репутацию.
Из фонда Эрмитажа было отобрано 2880 картин, в т.ч. 350 - высокоценного художественного значения, 59 шедевров мирового значения.

Задание 10
"Nicky 1902 looking at the hussars. 7(17) March".
Что это за таинственная надпись, которую до сих пор можно увидеть на окне музея?



Мой ответ:
В Зимнем дворце Эрмитажа, на оконном стекле второго этажа, выходящего на набережную Невы, есть таинственная надпись, сделанная по-английски:
"Nicky 1902 looking at the hussars. 17 March".
"Ники 1902 наблюдает за гусарами 17 марта".
Предположительно, она была нацарапана на стекле молодой императрицей Александрой Федоровной в тот момент, когда она из окна наблюдала за тем, как её супруг НиколайII проводил строевой смотр гусарского полка.
Это зрелище взволновало императрицу, и она алмазом, вставленном в её кольцо, сделала эту надпись.
Удивительно, но стекло с надписью сохранилось, пережив разгром Зимнего дворца в 1917 году.
Увидеть эту надпись можно в угловом интерьерном зале, идущем от Малахитовой гостиной, окна которого выходят на Неву и Адмиралтейский проезд. Само окно с надписью сейчас скрыто занавесью.

Был ли у меня шанс и в этой серии получить диплом победителя, к сожалению, я не узнаю, так как правильные ответы и критерии оценки работ будут доступны только зарегистрированным участникам конкурса, каковым, увы, я не являюсь.

14 комментариев:

  1. Здравствуй, Ванечка! Я просто уверена, что ты бы в этом конкурсе победил или занял обязательно одно из призовых мест! Понравились твои очень точные и четкие ответы! Молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Мне тоже эта викторина показалась очень интересной, поэтому сделал её буквально "в один присест", хотя времени было больше чем достаточно. А ответы я давал в некоторых случаях очень сжатые, а в других очень подробные (но тоже в сжатом виде). Знаете почему? В одном из предыдущих конкурсов было сказано, что "даётся 0,5 балла за КАЖДУЮ подробность". Вот я и подумал, ГДЕ нужны эти подробности, а где они были бы лишними. :)

      Удалить
  2. Добрый день, Ваня! Действительно, викторина интересная! Про надпись на стекле не знала, спасибо за ответы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Про эту надпись на стекле столько разной информации в блогах, вплоть до "легенды". что якобы когда устанавливали стекло, не обратили внимание на то, что "кто-то, когда-то" поцарапал его. И, чтобы защитить от наказания симпатичного стекольщика, императрица "доцарапала" надпись :))
      Правда интересная версия?

      Удалить
  3. Здравствуй, Ваня! С интересом прочитала вопросы и твои ответы, некоторую информацию услышала впервые, поэтому было особенно любопытно читать твои рассуждения. Думаю, что ты бы вполне смог занять одно из призовых мест! Спасибо тебе большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Во время подготовки к конкурсу я нашел столько интересного материала, который пригодится мне в дальнейшем на уроках искусства и истории, а может быть и литературы. Сначала я хотел опубликовать пост "по материалам Эрмитажа", а потом подумал и решил, что так как это НЕ мои исследования, а я ещё ни разу не был в Эрмитаже, то и писАть об этом преждевременно.:)

      Удалить
  4. Здравствуй, Иван! Так и хочется воскликнуть :"Ты ещё и в искусстве разбираешься!" Повезло учителям! А про викторину, может надо было зарегистрироваться? Ты один от школы участвовал? Мне кажется должен был хотя бы твой куратор официально представлен на сайте. Но это моё мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Там всё было по правилам. И куратор, и регистрация, и оплата, но произошел какой-то сбой с работе компьютеров, и часть работ просто потерялась. :( А мы об этом узнали слишком поздно, когда работы были уже проверены и итоги подведены. Ну ничего. Главное я получил какие-то дополнительные знания, которые, я уверен, мне ещё не раз пригодятся. :)

      Удалить
  5. Бывает и такое, Иван... Обидно, конечно. Серьезная работа проделана.
    Я тут в блоге у Ольги Александровны прочитала, что ты вдруг поболеть надумал? Поправляйся скорее! :) А конкурсов в твоей жизни еще миллион будет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна.
      Да, я немного приболел. Цветут каштаны, я в это время всегда "даю сбой" :) Жаль, что пропустил выступление, но девочки и сами справились (правда программу немного урезали). Так что "Катенька" выступила успешно, как и предполагалось :-bd
      О конкурсах я не переживаю. Для меня главное - получать знания, а этого у меня не отнять :) Хотя и дипломчик получить неплохо было бы ;)

      Удалить
  6. Ванечка, ты молодец, работа потрясающая, но.... боюсь я сегодня тебя немного не порадую своими словами... Обычно Организаторы этого конкурса против, чтобы их задания потом публиковались. Ты можешь мне возразить, но... Я так знаю.
    и ещё. Во всех не дошедших до Организаторах работах может быть виноват... учитель, который не вовремя подал работу или не так отправил. Обычно в ПЛАТНЫХ конкурсах очень серьёзно к этому относятся, всегда разрешают дослать...
    А вопросы классные... Ответы - ещё лучше!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Мне тоже жаль, что я так и не узнаю правильные ответы :( С осени начну снова участвовать во всех викторинах. Мне нравятся дистанционные конкурсы, ведь всегда можно "подсмотреть" ответы :) Хотя вот так, прямо "ответ-вопрос" я ни разу не находил, приходилось додумываться самому. :)

      Удалить
  7. Здравствуй,Иван! Мне кажется, что ты представил достойные ответы на вопросы. Бывают в жизни огорчения,но не надо на них зацикливаться.Знания получил-и они потом пригодятся,а это главное.Молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Олег! Конкурсы проходят, а знания остаются. Это точно :-bd

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы