пятница, 30 октября 2015 г.

Записки капитана. Как стать победителем. Сомнения и уверенность

Мне нравится мой класс. Уютный. Комфортный. Здесь всегда чувствуешь себя по-домашнему. И хозяйка этого класса - наша Лилия Павловна - человек, который не может просто существовать - ей надо Жить! Жить активно, продуктивно, полезно и качественно.
С лёгкой руки Лилии Павловны мы три года назад впервые подали заявку на участие в краевом интеллектуальном конкурсе "Самое синее в мире..." и прошли путь от лауреата до победителя.
Я - капитан команды-победителя. Сейчас, когда немного улеглось чувство эйфории, и я понял, что мы - действительно победили (и всё-таки не верю, что мы это сделали!), хочу немного рассказать о своих мыслях и чувствах. Ведь именно на мне, капитане команды, лежала ответственность в принятии решения: какую информацию посчитать нужной для единственно правильного ответа.

14 сентября 2015 года. Понедельник. На официальном блоге "International Black Sea Day"  опубликовано положение о проведенииVI открытого интеллектуального конкурса «Самое синее в мире...», посвящённого Международному дню Чёрного моря. Мы ждали этого момента ещё с прошлого года, когда первое место ускользнуло у нас буквально из-под носа.
15 сентября. Мне, как капитану, предстояло нелегкое решение: набрать команду. Я учел все ошибки прошлых лет и очень серьёзно отнесся к каждому кандидату. Права на ошибку я не имел. Ведь это последний шанс победить в этом конкурсе (участвуют 7-9 классы). Очень волновался, а как примут приглашение к участию в конкурсе ребята-одноклассники. Не откажутся ли, сославшись на занятость? Но преодолев все сомнения, я отдал Лилии Павловне список ребят, с которыми я хотел бы работать в команде.
16 сентября. Команда сформирована. Все ребята подтвердили готовность работать в команде. Я очень рад этому. Раздал листки с распечатанным заданием первого тура и определил время на выполнение, поиск. Я избрал такой путь: на первоначальном этапе каждый самостоятельно ищет информацию, попутно делая заметки "на будущее", то есть сохраняя информацию, которая, по мнению каждого участника может пригодиться в дальнейшем. Определил день, когда мы соберемся и обменяемся информацией.

29 сентября. Первый общий сбор команды вместе с руководителем. Я удивился, какую большую работу провели ребята по поиску материала. Был не просто найден первоисточник, который организаторы использовали для составления задания, но и продублирован несколькими другими.
30 сентября. Я начал работу по составлению общего ответа. Было очень много сомнений, кажущаяся простота не давала мне покоя. Чувствовал: здесь есть какая-то "подковырка", но никак не мог определить. Чуть ли ни под микроскопом изучал задание, положение, тексты - и никак не мог определить...  хотя какое-то чутьё подсказывало: что-то тут не так.
3 октября. Отправил готовую работу Лилии Павловне для ознакомления и отправки организаторам конкурса. Замечаний от наставника не поступило. Значит всё правильно.
5 октября. Опубликованы результаты первого тура. Мы занимаем третью позицию (28 из 30). Результат насторожил. Всё-таки не подвело меня чутьё, каверзный вопрос всё-таки был и я не смог найти каверзный вопрос. Проработали задание всей командой - никто не смог определить: где же мы "прокололись". Это немного успокоило меня, потому что я принимал решение о правильности нашего общего ответа.
6 октября. Приступаем к заданию второго тура. Десять дней на всё. Вопрос, кажущийся очевидным, заставил основательно поработать головой.
ВОПРОС. Какие изменения произошли бы в климате Краснодарского края, если бы Кавказские горы переместились на северную границу Краснодарского края? Был соблазн ответить быстро и однозначно (благо, ответ лежал буквально на поверхности), но, обжегшись на первом этапе, я принял решение дать как можно более подробный ответ, исследуя все возможные изменения (и не только в климате).
В команде "недобор". Один участник заболел, другой - уехал на соревнования. Связь держим через социальную сеть.
15 октября. Собрал все варианты воедино. После долгих сомнений, принял решение и отправил ответы, которые посчитал наиболее правильными. Над вторым туром пришлось основательно "попотеть", чтобы пояснить наши ответы графически. 

20 октября. Опубликован официальный протокол с результатами второго тура. УРА! Наш ответ лучший. По результатам двух туров мы занимаем вторую позицию. Впереди по-прежнему всё та-же команда. Хорошо, что под рукой есть интернет. Прошелся по сайтам этой школы. Попытался обнаружить что-нибудь "географическое" - не нашел. Успокоился. Честно говоря, думал, вдруг они с каким-то "специальным уклоном". Это прибавило мне уверенности.
Опубликовано задание третьего заочного тура. На выполнение остается совсем мало времени.
21 октября. Предложил свой вариант исследования. Один из членов команды категорически не согласен, но так как свой вариант он не предложил, я поступил немного жестко, и настоял на своём варианте.
22 октября. Начал самостоятельно готовить черновик презентации, не дожидаясь материалов от членов команды. Моё решение было таким: лучше изменить, убрать, добавить, чем в спешке делать сразу всю работу.
23 октября. Получил слайды, дополнительный материал и фотографии от членов команды. Понял, что мое решение начать работу самостоятельно правильное. Теперь мне осталось только исправить кое-какие слайды и кое-что добавить. Поздно вечером отправил наш вариант работы для проверки и доработки педагогу.
24 октября. Презентация отправлена организаторам конкурса. Ждём результат. Настрой команды самый боевой. Но есть сомнение, как отнесутся организаторы к выбору именно нашей темы, ведь есть мнение одного из нашей команды, что в фаворитах будут те, кто сделает работу о Крыме. Я хожу и дрожу. Взял на себя такую ответственность, настоял на собственном решении. Вдруг - провал? 
26 октября. Вторая команда девятиклассников из нашей гимназии получила Диплом Лауреата конкурса. Про нас, кажется, все забыли. Я нахожусь в состоянии тихой паники, даже заваливаю пару контрольных работ. Не могу думать ни о чем, кроме как о том: неужели я провалил работу команды?
27 октября. Опубликован официальный протокол. Читаю. Очень хочется войти в очный финал. Ищу - и не нахожу. Потом слышу тихий вопль мамы: "Ух ты - вы первые!" И точно. Смотрю на первую строчку - 30 баллов. Максимум! Мы вышли на первое место. Я не смогу объяснить, какое чувство меня посетило. Это было и облегчение, и удовлетворение, и злость. Облегчение от того, что я не подвёл команду, удовлетворение от того, что смог настоять на своём, не поддался на "провокации" и злость на того самого "Фому неверующего", из-за которого я столько дней не находил себе места.

28 октября. Завтра очная защита нашего проекта. Лилия Павловна помогла распределить темы между членами команды, потому что я был уже не в силах что-то самостоятельно решать. После уроков собрались все вместе и немного порепетировали, чтобы уложиться в регламент - 7 минут. Команда - молодцы. Больше всех запинался я. Но после всех переживаний у меня просто не осталось сил. Пришел домой. Немного попсиховал (что поделаешь, иногда и сдержанные подростки выходят из себя), потом собрался и с помощью диктофона немного "поскороговорил".
29 октября. Сегодня день, когда решится очень главное: какой я человек. Утро. Надо идти в школу. А я не хочу. Наверное впервые в жизни паникую. По-настоящему. Шел в гимназию на автопилоте. Кое-как просидел 4 урока. Потом мы командой собрались в кабинете. Я посмотрел на то, какие красивые у нас девочки, какие необычно тихие мальчики и понял: волнуюсь не только я.

Жеребьевка. Выступление. Оглашение результатов. Мы-первые. Очень интересная реакция всех ребят без исключения: ура, мы сделали это! Мы. все вместе, помогая друг другу, прислушиваясь к мнению других, работая с полной отдачей, поддерживая друг друга. Именно как команда - мы состоялись. Ведь особенно в очной защите проекта каждый чувствовал свою личную ответственность перед всей командой.
Настя, Ваня, Кристина, Ваня, Ксюша, Дима - мы победили, мы сделали такой серьезный проект, что даже у членов жюри не возникло желание задавать нам "каверзные вопросы". Вы помните, что говорили нам после нашей защиты? Вы помните, как присмирели наши друзья-соперники после того, как услышали наше выступление? И всё-таки до самой последней минуты мы были, что говорится "как натянутая струна".

Для себя я сделал вывод: надо работать в команде, надо прислушиваться к мнению каждого, но не распыляться по мелочам и уверенно, шаг за шагом идти к намеченной цели.
Вот такой, с мило-глуповатой улыбкой я добрался до дома. Уже после того, как мы все вместе ехали в троллейбусе, обсуждая нашу предстоящую поездку на море (в летнее время, после сдачи экзаменов). Я понял, что это реальность. А за спиной у меня тяжелый ранец с множеством очень полезных книг от РГО и диплом победителя VI открытого интеллектуального конкурса «Самое синее в мире...», посвящённого Международному дню Чёрного моря.
Путь к победе всегда нелегок.
Если ты капитан - вдвойне.
Должен ты быть и строг, и гибок.
Как в разведке. Как на войне.

Подробно о том, как проходил конкурс и видеосюжеты с выступлениями команд на очной защите проектов вы можете посмотреть в блоге "Наш"А"класс" в моей статье "Самое синее в мире..." Защита проекта...",

17 комментариев:

  1. Здравствуй, Иван. С большим трепетом и волнением ожидала результатов конкурса. Уже не первый год слежу за подготовкой и Вашими выступлениями. Вот она, настоящая победа! Как ее вкус сладок, правда?!! Долгий и тенистый путь, но вы смогли доказать, что ваша команда -лучшая. Руководить командой нелегко, но у тебя получилось! Еще бы, с тАААким наставником! Лилия Павловна - настоящий наставник. Нелегко ей в этом году было: две команды. Неопытные ребята второй команды тоже выступили очень достойно. Поздравляю всех!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! На посту капитана команды я понял, как трудно решать и брать на себя ответственность, когда на кон ставится успех общего дела. Я рад. что мы победили. Команда+наставник=успех! :)

      Удалить
  2. Дорога к победе не только трудна и терниста, часто потом вспоминаешь не сам конкурс, а подготовку к нему... Спасибо, Ваня, за размышления! Пусть творческое вдохновение ведет тебя к новым полетам, новым горизонтам, новым открытиям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! Я очень рад, что наша команда победила. А сегодня мы ещё показывали свою защиту на собрании по параллелям. Всем понравилось. Нас хвалили :)

      Удалить
  3. Как это приятно читать: "Мне нравится мой класс.Уютный. Комфортный. Здесь всегда чувствуешь себя по-домашнему..." и т.д.
    Вот бы всем детям такое чувствовать, придя в школу, особенно поддержку классного руководителя! Ведь во многом благодаря ему - детский коллектив дружит, общается, поддерживает друг друга и пр.
    Здравствуйте, Иван! Для Вас это большой опыт и он несомненно пригодится в жизни! От всей души желаю только побед и хороших людей на пути! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Да, нам очень повезло с классным руководителем! Ребята из других классов даже завидуют нам, ведь у нас есть и свой блог, и проводится большая исследовательская работа, и в конкурсах мы участвуем на очень высоком уровне - единственные со всей гимназии. И ещё мы очень дружные!

      Удалить
  4. Ваня, поздравляю с ПОБЕДОЙ!
    Какой ты хороший организатор, у тебя прекрасно развит анализ. Ты не только учел все ошибки, но смог!!! увидеть!!! предстоящие проблемы и исключить их. Браво! Растет отличная смена!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо, очень приятно услышать слова похвалы из уст психолога :) Честно говоря, я очень устал. Думал отдохнуть на каникулах, но оказывается будут три вокальных конкурса. Так что отдыхать буду - сменой деятельности :))

      Удалить
  5. Ванечка, поздравляю тебя и всю команду с заслуженной победой =D7 Принимать решение всегда трудно и ответственно и ты не побоялся взять такую ношу на себя, честь и хвала тебе, ты настоящий мужчина :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Владимировна. Ответственности за взятые на себя обязанности меня научила Лилия Павловна. Если делать что-то, то делать на отлично! Спасибо за поздравление :)

      Удалить
  6. Здравствуй, Ваня! Поздравляю с победой! Ты, как капитан, проделал огромнейшую работу по созданию этого проекта, не каждый смог бы это осуществить! Понравился твой пост в виде дневниковых записей. Молодец! Так держать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Мне очень жаль, что уже в следующем году мы не сможем участвовать в этом конкурсе (по возрасту :)) ). Но, зато, сможем стать наставниками следующих команд :)

      Удалить
  7. Здравствуй, Иван! Поздравляем с победой! Главное - верить! А вы и Лилия Павловна верили!!! Спасибо за рассказ. Ответственно быть командиром, но и почётно! Ты справился! Команда поддержала! Молодцы, ребята! Интересно, Лилия Павловна вас и в следующем году будет называть малышатами? :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, мне кажется, что и встретившись через N-ное количество лет мы всё равно будем для Лилии Павловны "малышата" :)) Представляете ситуацию: Приходит Лилия Павловна на прием к (будущему) Министру и говорит: "Здравствуй, малышонок? Как твои дела? Чем порадуешь?" :))

      Удалить
  8. Здравствуй, Ваня! и мне тоже очень понравился твой пост! Очень необычно и информативно! Сразу видно, кто и чем занимался! :))
    Поздравляю тебя, капитан Куничкин, с победой! Молодец! Так держать! Удачи на творческих конкурсах на каникулах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! А вот и не всё видно ;) Вы же знаете, что у нас были и "бойцы невидимого фронта" =D7, но это большой секрет! Не будем открывать все секреты, ведь впереди ещё очень много конкурсов-викторин-фестивалей :)
      Но слова благодарности были сказаны лично каждым членом команды. =D7

      Удалить
  9. Ваня, читала твой пост, ужасалась, честно! Потому что переживала... Вот это стресс! Вот это результат! Поздравляю тебя! Поздравляю всю твою команду! Вы такие молодцы, собрались и сделали то, к чему давно стремились. Так держать!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы