воскресенье, 2 октября 2016 г.

Новая повесть в подарок любимым учителям

5 октября официально отмечается День Учителя, но во многих школах уже с пятницы начинают поздравлять любимых учителей с профессиональным праздником, дарить цветы и говорить приятные слова благодарности.
В этом году впервые я не принял участие в праздничном концерте (по очень уважительной причине), но так хочется поздравить всех учителей как-то необычно, чтобы все запомнили это. Вот и решил написать рассказ о школьной жизни.Это немного необычный рассказ, в нём много гиперболы, написан как-бы "со стороны", но именно это позволило заметить многие изюминки школьной жизни.
Дорогие учителя!
Поздравляю Вас с профессиональным праздником!
С большим чувством благодарности за нелёгкий, самоотверженный, благородный труд, дарю вот эту повесть-рассказ-зарисовку.

ОДИН ШКОЛЬНЫЙ ДЕНЬ
Утро. Точнее, нечто среднее между утром и ночью. Как всё-таки загадочно-обманчиво это время, шесть утра. Просыпаешься в полной темноте, смотришь часы на экране телефона: пять пятьдесят. И на минутку закрываешь глаза, стараясь поймать остатки сна, и просыпаешься от того, что луч солнца нашел маленькую щелочку в плотной шторе и весело скачет по потолку. Первая мысль: "Неужели проспал?" Но звонок будильника успокаивает: на часах пресловутые шесть утра. 
Успокаиваешь бешено колотящееся сердце и, вроде-бы совсем проснулся, готов хоть сейчас вскочить и бежать в школу, но… тёплая кроватка не отпускает: легкое одеялко прижимает к нежной простынке, а пуховая подушка продолжает нашептывать сны… И ты поддаешься их уговорам, и лежишь до того момента, пока уже не пора бежать сломя голову.

Но есть ещё крошечная минутка для утренней чашечки чая. Он согревает и бодрит, но не всегда. Вот вчера чай был слабый и холодный, позавчера горячий, просто обжигающий. Но сегодня всё просто идеально. И хотя бутерброды так и остались сиротливо лежать на столе (на них не хватило времени), воодушевлённый и полный надежд, переступаешь порог дома. 

Хорошее настроение на грани эйфории улетучивается бесследно, стоит только повернуть ключ в замочной скважине. Сразу вспоминаешь, что ты всё ещё сонный, и тебе уже совсем не хочется куда-то идти, но надо. Это "надо" слегка портит настроение. И ты спешишь, боясь опоздать. 

А на улице тебя ждёт ещё один сюрприз. Ещё помня цепкие объятия кровати, ты попадаешь в жесткие лапы ветра. И, хотя на улице довольно тепло, ты не готов к этой встрече. Сильный порыв ветра продувает насквозь, и невольно начинают стучать зубы, а по спине ползают мурашки. Но это только подталкивает вперёд, и вот ты уже изо всех ног несёшься по удивительно пустым улицам города, не замечая ни людей, ни животных, не слушая утренние трели птиц. 

И вот они, заветные двери - врата в твой "второй дом", где тебе пытаются дать знания. Но войти туда сразу не удаётся: на входе стоят "стражники", которые не пускают внутрь, потому что ты пришёл слишком рано. Почему-то вспоминается пословица: "учиться никогда не поздно", и в мыслях возникает продолжение: "видимо, иногда бывает слишком рано". И некоторое время тебе приходится стоять у входа вместе с кучкой других сонных детей, пришедших ещё раньше, и подрагивать от утреннего холода.

И вот короткий, но такой ожидаемый крик: "Заходим!" И ты вместе со всеми вваливаешься внутрь. Первое, что бросается в глаза, это такие же полусонные учителя: директор, завуч и руководитель дежурного класса. Они пришли ещё раньше, проверили, всё ли в порядке в школе, и теперь смотрят на внешний вид входящих учащихся и обязательно просят надеть сменную обувь. 

Сколько же связано с этой старой парой туфель, которые ты таскаешь изо дня в день в побитом старом пакете! Как много раз ты забывал её дома, как много раз давал дневник для замечания, и как же радовался, когда удалось проскочить без сменки! 

Как много историй бродит школе, как забывшие сменку искали обходные пути, лезли через окна и много ещё, лишь бы не попасться на глаза дежурным. Но сегодня ты взял свой пакет, переобулся и спокойно прошёл внутрь, провожаемый одобрительными взглядами учителей.

Перед первым уроком лестница - это вообще страна чудес! Тут можно встретить кого угодно: одноклассника, новичка, старого друга или заклятого врага. Всё это происходит спонтанно, иногда даже незаметно. Люди просто идут вверх или вниз, встречными потоками, наталкиваясь друг на друга. Лишь изредка просовываются руки, которые ты не забываешь пожимать или "давать пять". Так, пожал руку, на ходу перекинулся парой слов, метнул взгляд и прошёл мимо. И на всё про всё тебе даётся пятнадцать минут, а потом начинается урок.

Первый урок никогда не считается сложным. Может, только слегка, может нежеланным, может нелюбимым, но никогда сложным. Ты ведь только пришёл, ещё полон сил и абсолютно ничего не опасаешься. Учитель приветствует тебя доброжелательной улыбкой, а не угрюмым взглядом, и начинается самый первый урок. Потом ещё три-пять минут в класс просачиваются опоздавшие, их спокойно впускают, ведь учитель тоже человек. Всё понимает и прощает. Единственное, что не нравится в первом уроке, так это то, что он очень "усыпляющий". Ещё очень рано, ты ещё помнишь свои сны и тепло уютной кроватки, а время урока тянется бесконечно, а если ещё тебе дают читать конспект, так вообще засыпаешь. И вот кто-то оказывается в объятиях песочного человечка и мирно засопел на своей парте, вызывая тихие насмешки у сидящих рядом ребят. Но учитель не акцентирует на этом внимание, не кричит, не расталкивает, а просто тихо пытается разбудить и продолжает урок.

И как же радует звонок с урока. Этот противный дребезжащий звук, пугающий с непривычки первоклассников, кажется райским пением ангелов, возвещающих об окончании урока. И ты, вытряхивая всю ненужную информацию, с радостью бежишь на перемену. В коридорах кое-где ещё встречаются сонные, как мухи, ученики, которые, зевая и посапывая, пытаются устроиться возле стенки, но их расталкивают те, кто уже успел проснуться окончательно. Первая перемена довольно короткая, её хватает только на то, чтобы добраться до следующего кабинета. По пути ты опять встречаешь много знакомых лиц, здороваешься со всеми, а сам всё ещё погружён в лёгкий приглушённый транс.

Второй урок кардинально отличается от предыдущего. На нём ты уже не хочешь спать так сильно, да и разум у тебя прояснился, но это не приносит никакого удовольствия. И нет, дело не в уроке, он прост и ясен, а вот учитель не нравится ни двоечникам, ни отличникам. Пытаешься найти компромисс, но традиционные нотации в начале урока о том, какие все плохие, как современная молодежь не желает учиться, что "в их время" все были усерднее… 

Даже когда даёт самостоятельное задание, может выкинуть фразочку, что мы этого никогда не сделаем, ведь мы глупые и безразличные. И, пока ты пытаешься выполнить задание, этот голос не перестаёт звучать, задевая и отвлекая от дела, и ты пытаешься справиться с подступающей ненавистью и злишься на себя, что не можешь, как некоторые, пропустить все эти обидные фразочки "мимо ушей". Но ты упорно молчишь, сопишь, ведь такими учителями, которые унижают учеников без видимых на то причин, не только разговаривать не хочется, но и дышать одним воздухом. И единственная мысль в твоей голове: "Быстрее бы это всё закончилось".

И вот, очередные нравоучения прерывает спасительный звонок. Резко, грубо заталкивая учебники в портфель, как будто это они в чём-то виноваты, понимаешь, что день испорчен, тебя будет преследовать чувство злости и неприятный нервный тик на правом глазу. Вторая перемена немного длиннее, поэтому у тебя есть время побродить по этажам.

Этажи в школе - это особые мирки, живущие каждый по своим неписаным законам. Первый этаж ещё немного похож на детский сад или ипподром. Детские крики, взвизги, беготня, то тут то там возникающая "куча-мала" и самая главная отличительная черта: катание на коленях по паркету. Детвора так "отполировывает" коридор, что полы просто блестят, и ходить надо осторожно, чтобы не поскользнуться. 

Второй этаж место встречи "новеньких" со "старенькими". Здесь на уютных диванчиках расслабляются старшеклассники, пока неугомонная мелкота снуёт туда-сюда. И, как ни странно, никто друг другу не мешает, все довольны и счастливы. 

Третий этаж является неким "переходным звеном". Тут, те самые детишки, которые бесятся на первом и втором этажах, становятся более спокойными, перестают носиться, как угорелые, не кричат и прячут свои игрушки в портфели… Третий этаж – это то место, где взрослеешь, но не физически, а морально. 

И четвёртый этаж – единоличное царство старшеклассников. Здесь ты проводишь больше времени, чем дома. Здесь нет гроских визгливых криков, как на первых двух этажах и такой толкучки, как на третьем. Тут гуляют твои друзья, учителя все знакомые и даже чуточку родные. Находиться на четвёртом этаже на перемене просто счастье.

Третий урок начался с неприятного сюрприза. Этакий "нежданчик" - контрольная работа, к которой ты совершенно не готов. У тебя нет выбора, ты должен выполнить задание, которое выпало по воле жребия. И подсказать некому, ведь не всегда везёт с соседом по парте, у которого можно подсмотреть решение. И из всех доступных средств информации у тебя есть только собственная пустая голова, в которой плавают одиночные обрывки знаний. Конечно, многие спишут со шпаргалок, телефонов или хитро припрятанных тетрадей и учебников, но ты честно решаешь писать сам, чтобы, прежде всего, доказать самому себе, что ты не такой уж и дурак, как думают некоторые. 

И ты берешь ручку, вчитываешься в задание и для начала, как всегда, делаешь то, что знаешь лучше всего. Буквально за пять минут половина работы выполнена, потому что точно знаешь, что и как делать. Дальше тупик: задания, которые ты вроде знаешь, как делать, а вроде и не знаешь. Решаешь так и этак, но безрезультатно. И ты убиваешь всё оставшееся время на то, чтобы понять, как же решить эти задачи. Тебе время от времени мешают мысли, вползающие в голову, такие как мысли о жизни, о том, что надо всё-таки уроки делать регулярно, глупые песенки, или собственное мотивирование. И вот, наконец, ты понял, что и как надо делать, но, увы, звенит звонок. Самое обидное, найдя способ решения не выполнить задание из-за нехватки времени. Иногда приходится, скрипя сердцем, сдавать недоделанную работу, кляня собственную глупость. 

Но сегодня тебе повезло: два урока подряд. И учитель достаточно добр, чтобы дать возможность закончить работу. Ты даже не выходишь на перемену, а усердно работаешь и, в конце концов, заканчиваешь. Почти… Осталось одно последнее задание, но оно отличается от всех вместе взятых. Если в остальных ты хоть примерно знал ход решения, то это просто ввело тебя в ступор. Ты не знаешь, как его решить вообще. 

Дело в том, что тебя не было на предыдущем уроке, когда проходили эту тему, а ты просто "забыл" узнать, что задали. Сейчас не важна причина, тебе нужно решить для себя, как поступить: оставить нерешенным или обратиться за помощью. Но ты понимаешь, что тебе даже неоткуда списать, ни в тетради, ни в учебнике, ни в голове нет никакой информации. 

Но всевышний ниспослал тебе чудесный дар - твоего соседа по парте, который знает ответ на все интересующие вопросы, а взамен просит малое: помочь или оставить в покое. И вот ты получаешь заветное решение и быстро переписываешь, надеясь на добросовестность соседа. 

Контрольная работа покорена - герой ликует. Ручка в твоих руках уже истекла чернилами, а от ластика осталась ровно половина. Но, даже написав последнее слово, ты не сдаёшь работу, а внимательно, перепроверяя каждую точку, просматриваешь работу от начала до конца, раз так пять, десять, сколько времени хватит до звонка. Потом гордо идёшь к учителю и сдаёшь исчерканный лист с работой, а в мыслях крутится: "Лишь бы не двойка".

И самый последний урок - шестой – своеобразная черта, после которой мозг отказывается учиться. Редкие седьмые уроки, проходят в прекрасном забвении, в мечтах о чём-то великом и невыполнимом. 

И снова сюрприз, только теперь приятный, хотя не менее неожиданный, чем предыдущая контрольная. Шестой урок отменяется, учитель куда-то уехал: то ли по рабочим делам, то ли по личным, то ли просто взял выходной. Лишь бы не заболел. Ты вместе с одноклассниками радостно хватаешь вещи и со всех ног бежишь по лестнице, забывая о том, что ты уже старшеклассник, вроде бы как непристойно так себя вести. На выходе ты притормаживаешь, прощаешься с друзьями и не спеша идёшь домой. И даже начавшийся осенний дождик не заставляет тебя бежать быстрее. Ты достаешь зонтик, нажимаешь кнопку, но он банально не открывается. Но это не портит тебе настроение, потому что тебе нравится чувствовать слегка холодные капли дождя на лице и этот приятный запах мокрой листвы. И ты медленно бредёшь по появляющимся на асфальте лужицам до самого дома, открываешь дверь и полностью отрешенный от действительности заваливаешься в комнату.
Раунд первый пройден. Теперь ещё домашка. Раунд два. Но это совсем другая история.
С любовью, Ваш Иван Куничкин

























6 комментариев:

  1. Ваня, очень трогательный и правдивый рассказ,сразу вспомнила свои школьные годы....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я тоже представляю, как этак лет через -надцать, буду вспоминать школьные годы. И тут мне очень пригодится блог. Память может и подвести, а вот здесь сразу будет понятно, какое настроение, какие мысли, что волновало, на что было "всё-равно". Спасибо Вам, что научили быть блогером :)

      Удалить
  2. Ваня, такой трогательный рассказ о школьной жизни и всё правда. Так оно и есть. Спасибо за поздравление!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна! Я старался быть предельно откровенным. Наверное это и есть доверие.

      Удалить
  3. Школьные годы - одни из самых счастливых... С ностальгией вспоминаю себя в твоем возрасте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Это хорошо, что Вы помните себя простой школьницей. Значит, Вы лучше поймёте учеников. Только делайте "скидку на время" :)

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы