вторник, 13 февраля 2018 г.

История одной переписки или воспоминания Баскаковой Ларисы Васильевны, одноклассницы моего дедушки Юлия Дмитриевича Куничкина, о школьных годах (1954-1955)

Мой дедушка, Куничкин Юлий Дмитриевич, окончил десятилетку в СШ №4 станицы Афипской Северского района. Мне давно хотелось узнать о том, как он учился, кто были его друзья, и вот, ровно месяц назад на страничку в "Одноклассниках" пришло вот такое письмо от Светланы Алесенко (Жадиной) из Абакана.
"Здравствуйте! Прочитали заметку Ивана Куничкина о Юлии Дмитриевиче (про целину). Хотелось бы узнать о дальнейшей судьбе Юлия Дмитриевича! Моя мама - Баскакова Лариса Васильевна училась с ним в одном классе в станице Афипская. В 1956 году мама с родителями переехали жить в Сибирь."
Как вы понимаете, такое сообщение было невозможно оставить без ответа. Завязалась переписка, результатом которой стало очень интересное письмо и очень ценная фотография 

Добрый день семье Куничкина Юлия (Дмитриевича)! В скобках потому, что я не знаю тот ли Юлий, с которым я училась последние 1,5 года в средней школе №4 ст. Афипской.
Такое совпадение: фамилия, имя (отчество мы тогда не знали), школа, класс, год выпуска, фотография выпускного класса , я – с правой стороны от него! Очень надеюсь, что это не случайность, а счастливая закономерность. Мне давно хотелось его или любого из одноклассников найти. Лет 8 назад, когда у меня появился интернет, моя старшая дочь Светлана пыталась что-либо найти о моих одноклассниках, но увы… И меня никто не искал. Я решила, что я так мало сними училась, что и ничего, кроме фотографии в их памяти не осталось. И вдруг месяц назад в интернете: информация о большой семье Куничкиных. Стала сравнивать с тем, что сохранилось в моей памяти и очень надеюсь, что вы – семья Юлия.
А теперь немного по порядку о себе и о них, моих одноклассниках. За 10 лет учёбы, я училась в разных (9 или 10 школах), трудно вспомнить. Только на Кубани: станицы Черноморская, Ахтырская, Северская, Йльская и Афипская, и только в ней, последние 1,5 года, так как мой отчим (замечательный человек) был хорошим специалистом – нефтянником, его часто переводили. Вот поэтому я и подумала, что вряд ли меня запомнили. А для меня эти 1,5 года были очень значимы. Здесь у меня появились друзья, подруги.
В школе я появилась 2 января 1954 года в 9 «Б» классе, так как учила немецкий язык, в другом классе учили английский. Оказалось, что в этом классе училась моя подруга Люба Болдырева, с которой мы расстались ещё в 6 классе, а тут случайно встретились. В этот же день в школе был вечер, она взяла шефство надо мной, пошли мы с ней на вечер, она уговорила. Были танцы, мы стояли в сторонке, а за спиной они: Эрик Толстых, Толя Гладков, Юлий Куничкин, Саша Чуприна, Витя Марченко, Женя Ковалёв. Были и другие, но именно их я вижу сейчас, спустя 64 года. Вот так и сложилась наша группа. Что нас свело? Прежде всего – класс был разновозрастный, много переростков, у них были другие интересы. Ребята сразу приняли меня. Толя и Юлий сидели на последней парте, мы с Любой перед ними. Так много хочется сказать о них, увидеть, хотя бы узнать о них хоть что-нибудь.
Из тех пятнадцати лет, что мне тогда было, они (1,5 года) – лучшие годы. Память о них прошла через всю мою жизнь, о них знают мои дочери, знал муж. В 2005 году мы собрались сделать поездку по моим и его воспоминаниям, билеты были куплены. Но внезапно умерла мама мужа, билеты сданы, решили, что поедем в следующем году, но в 2006 году умер мой самый лучший человек, муж. Но это уже другие, замечательные 44 года моей жизни, а память возвращает меня в 1953-1955 года.
Смотрю на единственную фотографию того времени, вижу своих дорогих одноклассников, слышу их голоса, смех, шутки…
Нам дали квартиру совсем недалеко от школы, на 2 этаже, 3 комнаты. Просторно, в центре станицы. Наверное, поэтому, довольно часто мои друзья приходили в гости: рядом школа, клуб. Тогда там был небольшой посёлок из 15-16 двухэтажных домов.
Нам было интересно, мы ездили в Краснодар: театр, картинная галерея (сейчас, наверное, это большой музей), покупали подарки к 8 марта, 23 февраля, 7 ноября, 1 мая. На мой день рождения родители подарили мне гитару, Толя играл на скрипке, не помню, ещё кто на чём и был ли оркестр раньше, но мы как-то вдруг стали ездить на концерты, выступали на выборах. В оркестре были ребята из других классов, играли на слух, без нот.
Книг по внеклассному чтению не было, на несколько человек 1 книга, нам достался Шекспир, собирались у Саши, у нас.
Когда ездили в театр, то обратно возвращались на попутных, поздно. Однажды мы (Люба, я и мальчишки) ехали в машине, которая везла большие бочки из-под горючего. Мы с Любой встали спиной к кабине, а ребята только успевали ловить бочки, так как они катались по всему кузову, но ни одна нас с Любой не зацепила.
Однажды, летом, мы договорились поехать на велосипедах на Краснодарское водохранилище. В последний момент Любу родители оставили дома, я поехала с ребятами одна. Когда моя мама узнала, что я еду с ребятами одна, она только сказала: «Уж ты не отставай от ребят». Мои родители хорошо знали, что мальчишки не обидят. Так случилось, что цепь на велосипеде «зажевала» у меня штанину, а так как я ехала последней (ехали по пашне), ребята думали, что они по пашне немного проторят дорожку. Я не стала их звать, думала, что справлюсь сама, но не получилось. Они заметили, что меня нет, увидели, что я стою на обратной стороне поля. Юлий вернулся, помог мне, а ребята нас дождались, поехали дальше.
Когда мы собирались у нас дома, мама готовила винегрет, плов, компот, ребята приносили конфеты, фрукты. Была музыка, танцевали, шутили.
Летом купались рядом с остатками моста (послевоенные), загорали на этих остатках, на 1-е мая катались на лодках. Моим родителям нравились ребята, доверяли им.
Однажды мы приехали из Краснодара поздно, смотрели оперетту «Белая акация». Спектакль окончился, как обычно вечером, дошли до места, где можно было сесть на попутную машину, дома была где-то уже только после десяти вечера. Я не стала рассказывать о спектакле, только сказала, что понравилось и всё. Мама (она очень любила театр) сказала: «Жаль, что далеко и поздно, но хотелось бы сходить». На эти слова ребята купили им 2 билета на тот же спектакль, родители вначале растерялись, отказывались, но потом согласились. Был выходной, мы собрались у нас, родители уехали. Затем, когда ребята разошлись, родители «приехали» из театра, стали мне рассказывать, что им понравилось, и я понимаю, что рассказывают совсем не то. После недолгой «пытки» они признались, что были у друзей семьи в соседнем доме.
Я, пожалуй, буду на этот раз заканчивать. Вы уже поняли, что я пишу не обо всех одноклассниках. Рука уже не пишет, мозги, чувствую, закипают от воспоминаний, а они так и толпятся, так и хотят на страницу. Пусть подождут, может подойдёт и их время, и интерес к ним. Как видите в нашем общении того времени ничего нет героического, никто никого не спасали ни от огня, ни от воды, славу богу. Не было необходимости.
Да, что касается тех, о ком я не писала. И не потому, что они были плохими. Они, наверное, были хорошими детьми для своих родителей, были не плохими учениками, но они были другими. Они, наверное, во время войны были в таких же ситуациях, что и мы, но в силу разницы в возрасте, понимали и помнили по-другому. Просто мы их не знали, потому писать о них плохо или хорошо не имею права. Когда нам было смешно, они не смеялись, на переменах они выходили на улицу, им разрешали курить. И только на выпускном вечере они все вместе стояли на улице и курили в кругу, но и тут, какие же они были разные, младшие – смешные, стали выше ростом, шире в плечах, их физиономии так и кричали: "И ничего вы нам теперь не скажете!"
Одно время, мы учились в отдельном доме ("филиале"), учителя приходили к нам из общего здания. Однажды у Эрика от пиджака оторвалась пуговица, у меня были иголка и нитка, я стала ему пришивать прямо на нём. Юлий заставил нас прикусить по карандашу. На вопрос "зачем?", ответил, чтобы память не пришить.
Кончилась учёба, вот он аттестат. Что дальше? Надо куда-то ехать, что-то решать. Первый уезжал Юлий. Его провожали большой толпой. Тёмный перрон, редкие фонари на столбах. Вагон, в котором он уезжал, был почти последний, где уже не было перрона. Площадка на ступенях закрыта. Он стоял выше всех нас, прощание, машут руки. Он наклоняется, пожимает руки, что-то кому-то говорит. А я стою в стороне, так как ниже всех, до него не дотянутся. Вдруг он выпрямился, я вижу его глаза, мне кажется, что он тоже смотрит и видит меня. Я больше не слышу ничего, а вагон медленно-медленно стал удаляться. Ребята ещё какое-то время бегут, а я так и осталась на месте.
Потом было всё как в таких случаях. Стали разъезжаться в разные города. Мы с Любой, Эммой поехали в Новочеркасск. В инженерно-мелиоративный институт, но вернулись, год часто помогали в библиотеке, летом – на полях собирали урожай, но не долго. Собирались поступать на следующий год. Когда ребята приезжали в станицу опять пару раз собирались у нас.
Когда Юлий вернулся, работал на электростанции. Мы с Любой с ним встретились, он дежурил.
В январе 1956 года отца перевели на работу (он подыскивал место, которое бы подходило ему и мне). Так мы всей семьёй в августе приехали в Сибирь, Красноярский край, Хакасия, г. Абакан. И вот уже столько лет мы здесь. Мне нравится этот край (но привыкала очень трудно). Здесь семья, дети, внуки, друзья. Ну вот, что вспоминалось, то и писалось, никакой хронологии.
Может быть, из того, что я вспомнила и войдёт в вашу копилку, покажется нужным.
Я закончила писать воспоминания, но воспоминания не закончились. Некоторые, читая их, могут сказать: «Ерунда, детство какое-то». И можно согласиться с этим. Но нужно знать: кто пишет, о ком, для кого. И в этом случае важна любая мелочь. Я не давала характеристик, я просто писала о тех или иных ситуациях, наших отношениях друг к другу. И не вспомнила ни одной ссоры, обиды. Может не захотела, или всё прошло мимо, а скорее их просто не было.
Если это именно тот самый Юлий Куничкин, о котором пишу я, то я хочу и готова написать не спеша и больше.
Сообщите, пожалуйста, если вы что-либо знаете о наших одноклассниках: Люба Болдырева, Эрик Толстых, Толя Гладков, Саша Чуприна, Витя Марченко, Женя Ковалёв. Может быть, Юлий поддерживал с кем-нибудь отношения.
С уважением ко всей вашей семье, 
Баскакова Лариса Васильевна

Спасибо огромное, Лариса Васильевна! Это очень ценные воспоминания из прошлого и не только для нашей семьи. Возможно, кто-то из Ваших одноклассников прочитает это письмо и откликнется. В любом случае, как только узнаю какие-нибудь новости, обязательно расскажу об этом.

Для Вас, Лариса Васильевна, вот эти цветы.

6 комментариев:

  1. Светлана Алесенко (Жадина)14 февраля 2018 г., 5:53

    Спасибо, Иван, за публикацию письма. Мы с мамой будем ждать каких-либо известий от её любимых одноклассниках.Светлана Алесенко (Жадина)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Спасибо за предоставленный материал. Это станет отправной точкой для моего нового расследования "Выпускники прошлых лет". Думаю, это будет интересно многим.

      Удалить
  2. Письмо очень тронуло. Еще бы, рассказ-воспоминания, словно из глубины души ворвались стремительно в твой интернет-ресурс. Иван, вот и блог твой помог. Значит, не зря ты его завел, не зря продолжаешь вести. как знать, сколько еще людей откликнутся на твои заметки о семье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я читал это письмо с замиранием в сердце. Представлял дедушку совсем юным парнишкой, ровесником мне теперешнему. И сравнивал, насколько изменилось понятие "школьная дружба" в наше время. Очень хотелось бы побывать в том времени. Снова стал задумываться о машине времени.

      Удалить
  3. Как здорово! Все же Интернет - это сила! Будем ждать продолжения, может откликнутся еще одноклассники дедушки:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Анна Анатольевна! Да, с помощью интернета я нашел уже много интересного о своих родственниках, а вот теперь и одноклассники откликнулись. Это представляете, более 60 лет прошло, а люди помнят. Хотя некоторым кажется "скорее бы закончить школу и забыть всё, как страшный сон". Но я знаю, что школьные годы не забываются.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы