четверг, 8 марта 2018 г.

Письма издалека. Воспоминания Баскаковой Ларисы Васильевны

"Письма издалека" - это новая рубрика в блоге, которую я не случайно начинаю именно 8 марта, в Международный женский день. Именно женщины-матери-бабушки, хранительницы семейного очага, бережно сохраняют память о родных, близких, друзьях, с особым теплом и даже трепетом относятся к каждой, даже порой кажущейся, "мелочи". Именно женщины умеют любить жизнь так, что от одного только мудрого и внимательного взгляда становится тепло и уютно.
А когда бабушка, холодным зимним вечером, собирает возле себя внучат и начинает рассказывать о том, "как бабушка была маленькая", все слушают с замиранием сердца.
Скажете сейчас нет такого? Что это анахронизм? Позвольте не согласиться. Есть семьи, в которых каждое слово, каждая пожелтевшая фотография бережно хранятся и передаётся из поколения в поколение.
Мне нравятся старые фотографии, есть в них что-то такое, что заставляет пристально вглядываться в лица, пытаться узнать, кто эти люди, как сложилась их судьба.
Я рад, что мои публикации в блоге о прошлом моей семьи вызвали такое отклик у читателей, каким-то образом связанных с моими родственниками. Я уже публиковал один рассказ Ларисы Васильевны Баскаковой с воспоминаниями о школьных годах 1954-1955 годов, теперь предлагаю снова окунуться в далёкие годы истории девочки Ларисы, но уже в послешкольные годы. 
Изначально предполагалось, что в новой рубрике "письма издалека"я буду пересказывать истории, доверенные мне, но потом понял, что эти письма надо публиковать в первоначальном варианте, с авторской пунктуацией и особенностями речевого стиля. Именно в таком, первозданном варианте, лучше чувствуется тепло и боль, радость и печаль, надежда и...
Впрочем, судите сами. Перед Вами письмо и фотографии, пересланные мне Светланой Жадиной, дочерью Ларисы Васильевны Баскаковой, (с небольшими моими примечаниями)
"Добрый день Ваня и твоя семья!
После последней информации я хочу ещё немного написать вам, но тут уже будет больше вопросов, чем воспоминаний о своих одноклассниках.
Я знала, что Люба Болдырева уехала в Херсон, Женя Ковалёв в Среднюю Азию, Толя (Гладков) и Эрик (Толстых) поступали в Краснодаре и поступили, а Юлия (прим.Юлий Дмитриевич Куничкин - мой дед) я даже и не думала искать в станице Афипская. Мы с ним встретились в последний раз после его приезда из Москвы, он мне подарил сборник задач по математике для подготовки к экзаменам в Бауманское ВТУ. Все его планы были связаны только с поступлением на следующий год туда же. Я была уверена в том, что так оно и случилось. Потом я с родителями и сестрой уехали в Сибирь, так и потерялись все следы моих одноклассников. Очень надеюсь на тебя, Ваня, что ты мне сможешь помочь их найти или сообщишь какую-нибудь информацию о них.
Что касается воспоминаний, то они, конечно есть, но о некоторых я уже писала, вы приблизительно можете представить и остальные, то ли полудетские или полувзрослые, но чистые, честные и твой дед, Ваня, был надёжный, замечательный, верный друг – товарищ. Ты сейчас находишься в том же возрасте, в каком я его хорошо помню. Не было ни одного случая, ситуации, что бы он кого-то обидел.
Нет, вспомнила. В первый день, когда я пришла в этот класс (прим. 9 класс Афипской средней школы. 1954 год), меня посадили на единственно свободное место, а за мной сидел Юлий (я думала, что Юрий). Первое, что он сделал, дёрнул меня за косу и сказал: «Привет!». Я ответила, но этот жест он повторил ещё несколько раз. Я ему сказала, что если он ещё раз так сделает, то завтра я приду, пострижена наголо. Видимо это было сказано очень убедительно, шутка прекратилась. Вот и все обиды на него.
Да, ещё твой дед был очень любознательным и любопытным. В то время писали ручками, в которые вставляли металлические перья. Мой отчим много ездил по стране в командировках, часто был в Москве и др. крупных городах. У меня у первой в классе появились авторучки, автокарандаши, большая готовальня. Юлию всё нужно было повертеть, разобрать, после чего ими уже нельзя было писать. Мой учебник химии он так разрисовал, что пришлось купить новый. Каждому учёному в учебнике он дорисовал фигуру полностью – тело, руки, ноги, "одел" их в разные костюмы. Этот учебник и сборник задач по математике у меня долго хранились, но случайный пожар их уничтожил.
Со своими друзьями Юлий сделали большой макет железной дороги (из детской игрушки), но они что-то добавили много своего. А мы в это же время тут же делали стенгазету, так что нас всегда объединяли какие-то дела.
Ваня! Я ещё раз напишу фамилии друзей Юлия, о судьбе которых хочется узнать хоть-что-нибудь: Толя Гладков (он в 1955 году поступил в Краснодарский сельскохозяйственный институт), Толстых Эрнст (поступил в тот институт, что и Толя), Чуприна Александр (его дом был на берегу Афипса). Если ничего не получится, я пойму, так как понимаю, прошло слишком много времени и твою занятость.
Публикации в блоге о вашей семье разбередила душу так, что не могу молчать.
Передо мной три жизни, три судьбы, три женщины – мамы.
Одна из них твоя прабабушка – мама Юлия: война, страх за детей, неизвестность, плен, чужая страна, чужие люди. Всё, что она перенесла – ужас, в котором выжить практически невозможно. Но выжила, вернулась, живы дети и нужно жить дальше.
Вторая – моя мама Баскакова (в девичестве Абросимова) Мария Андреевна: война, страх от бомбёжек в блокадном Ленинграде, голод, цинга, за дочь страх. Но прорыв блокады, дорога через Ладожское озеро, много переездов, но остались живыми. Отец мой Баскаков Василий Александрович погиб (военный лётчик). Дочь моя Светлана, совсем недавно нашла, где он похоронен, 03.03.1944г., в Грузинской ССР, Телавский р-н, г. Телави. Но мы живы и с 1949 года наша жизнь стала спокойнее, надёжнее, мама встретилась с хорошим человеком, тоже много всего прошёл. Горобец Фёдор Исаакович стал моим отчимом.
Третья – мама моего мужа: война, голод, страх за сына, отец которого пропал без вести в этой страшной войне. Война закончилась, нужно работать, растить сына, надежда, что муж вернётся (как многие). Она живёт как до войны, там же и ждёт его (Подмосковье, Малаховка). В 1947 году её с сыном и свекровью сажают в теплушку (как и многих других) и страшный состав везёт неизвестно куда, почему и что дальше… И самое страшное, что всё это происходит среди своих и в своей стране, не с кем поделится. В Красноярске, куда пришёл состав, нашёлся какой-то, видимо, неплохой человек и вместо Севера, куда их должны были отправить дальше, отправил их в Абакан. Ну а дальше… Надо жить, работать, растить, учить сына. Чужая среди чужих. Но годы идут, прижились и здесь, а сын вырос и стал пытаться узнать что с отцом, почему они здесь. Дважды был в Москве, в Центральном архиве советской армии. Ответ один – пропал без вести. И только недавно, когда открылись архивы и сняты грифы секретности, но не было в живых ни мужа моего Жадина Олега Игоревича, ни его мамы Жадиной (в девичестве Козлова) Анны Тимофеевны, реабилитировали его отца – Жадина Игоря Алексеевича.
Вот три судьбы, три мамы. Спасибо вам, мамы! Они выстояли, не потеряли детей. Маму моего мужа реабилитировали давно, но она не стала возвращаться в Москву. Стала уважаемым человеком, Ветеран Советской торговли, жизнь устроилась. Олег (мой муж) закончил два института, отличник «Аэрофлота». Не пропали, устояли.
Простите, наверное, я слишком много написала. Объясню, после Ваниных рассказов о своей семье, у меня возникло ощущение, что я нашла своих близких, родных не по крови, а по жизни, что бывает иногда сильнее. Наверное, и потому, что из моих родных нет никого со стороны отца и мамы. Кто погиб, а кто умер в блокаду в Ленинграде.
И ещё немного о себе. Почему мы здесь в Абакане. Я долго после блокады и голода не могла прижиться на Кубани. Благодатный климат Кубани был для меня и отчима тяжёлым. По рекомендации врачей пришлось искать другой. И мне повезло. Я никогда не думала, что перемена климата может помочь. И с 1956 года я здесь, в Сибири, уже 64 года. А далее: педагогический институт, Олег, с которым мы учились вместе, он – физик, а я математик. Студенческие годы, я начала заниматься спортом, окрепла, увлеклась волейболом, наша команда студенческого спортивного общества «Буревестник» начала защищать честь факультета, области. Объездили зону Сибири, Дальнего Востока. Но… потом семья, работа, дети. Две дочери: Светлана, Марина, потом внуки. Так сложилась жизнь, что в школе работала мало. Последние перед пенсией 26 лет работала в аэропорту города Абакана начальником отдела кадров. Муж тоже работал там же заместителем начальника авиационно-технической базы.
Извините, не хвастаюсь и в родню не напрашиваюсь, но почему-то почувствовала, что могу с вами открыться , что вы поймёте меня.

Поздравляю всех женщин вашей семьи, больших и малых с 8 марта! Здоровья вам всем, удачи, счастья!

Особый привет жене Юлия, думаю, что мы с ней ровесницы, жили в одно время, много одинаково пережили, она поймёт меня."
Фотографии из личного архива Л.В.Баскаковой.
1952 год, Анапа, Лариса Баскакова справа



1956 год (прим. первый год после окончания школы)
 - Лариса Бушина
 - Алла Такаджи
 - Лариса Баскакова
Болдырева Люба, Херсон, 1957 год         Баскакова Лариса, Черногорск 1957 год.

Прочитав это письмо, я не смог остаться равнодушным к просьбам Ларисы Васильевны. Начинаю поиск одноклассников моего дедушки. 
- Анатолий Гладков (он в 1955 году поступил в Краснодарский сельскохозяйственный институт), 
- Толстых Эрнст (поступил в тот институт, что и Толя), 
- Чуприна Александр (его дом был на берегу Афипса).
а также друзей юности Ларисы Васильевны Баскаковой
- Лариса Бушина
- Алла Такаджи
- Болдырева Люба

Конечно, это работа не одного дня, но попытаюсь что-нибудь обнаружить..
Дорогие читатели, может кто-нибудь знает что-то об этих людях, или был их другом, одноклассником, выпускником 1955 года средней школы №4 поселка Афипский Краснодарского края, оставьте контакт в комментариях. Буду рад любым сведениям.

Дорогие женшины, 
мамы, бабушки, сестры, подруги и просто знакомые!
Поздравляю Вас с международным женским днём 8 марта.
Пусть мир и любовь всегда будут в ваших сердцах!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы