воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Муза в школе. "Нужен ли гуманизм?"

Наконец-то я собрался с силами и принялся разбирать свои школьные черновики. Множество заметок, написанных на обрывках бумаги, скомканные и разрисованные смешными и страшными рожицами, геометрическими рисунками и цифрами-расчетами. Это смотря, на каком уроке была написана заметка. Мои постоянные читатели уже знакомы с такой особенностью - "прилёт музы по время урока". Сначала пытался бороться с этим, но понял: муза - не муха - прихлопнуть не получится. Да и жалко её, бедолагу! Она же старалась, пробиралась тайком мимо строгого охранника, металась по коридорам, разыскивая меня по кабинетам... И вот он я, увлеченный уроком, пытаюсь разобраться в особенностях демократического строя. Дама-муза возмущена, врывается в мою голову и начинает тихонько зудеть. Я вырываю листок из тетрадки...

"Свободу попугаям!
Мы живём в демократическом обществе. Хотя учебник по обществознанию и говорит, что это только переходное звено, но давайте не зарываться. В основе любого демократического общества лежат принципы гуманности и гуманизма. То есть всё делается для людей. А так ли нужен этот самый гуманизм?
Для начала нужно подумать, что такое "человек". Человек - это животное, чьи естественные потребности есть, спать и размножаться. С другой стороны, а именно с духовной, человек - это личность. У каждой личности есть мировоззрение, увлечения, обязанности и права. Но, к сожалению, гуманизм говорит о человеке, а не личности. В чем разница, спросите вы. А в том, что человек думает в первую очередь именно об удовлетворении своих животных начал, а только потом о духовных, если таковые есть.
Также одним из ярких признаков гуманизма является свобода. Свобода слова, свобода действия - не суть. Суть в том, что получивший свободу человек теряет над собой контроль.
Стоит вспомнить отмену рабства в Америке. Когда тысячам чернокожих людей объявили, что они свободны. Они сразу начали массовые погромы. Ни к чему хорошему это не привело. Стоило ли делать свободными от рабства? Да. Стоило ли им давать свободу действий? Нет.
Я считаю, что нельзя дать права одному человеку, не ущемив права других. Поэтому ко всем идеям гуманизма нужно добавить ещё одну - подлинная свобода бывает только у диких зверей."

Муза довольна. Но прозвенел звонок и она смылась в форточку, напуганная громкими криками одноклассников. Я комкаю листок с заметкой, засовываю его в карман брюк и выбегаю на переменку. На душе легко, в голове пусто, а разумом понимаю: придётся снова самостоятельно учить тему. И я выучу, непременно выучу... если меня снова не найдёт муза.

Да, одиннадцать школьных лет пролетели незаметно, а на память осталось множество вот таких, "совсем не школьных зарисовок". 

2 комментария:

  1. Ваня, ты безумно талантлив! Спасибо, что позволяешь подглядывать за проделками твое Музы)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо за приятные слова и понимание. Но такие вот рассуждения в школьные годы "оказывали мне медвежью услугу". Я пытался выдать нечто подобное на ЕГЭ. Результат очень плачевный. Не школьный формат.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы