пятница, 18 января 2019 г.

Сессия продолжается... и весьма успешно

Знаете, что я сегодня заметил? Ожидание - весьма томительная штука. 
Яркое солнце разбудило меня практически на рассвете, хотя планировал поспать подольше, именно потому, чтобы сократить это самое ожидание - экзамен во второй поток. Возможно сегодня кто-то, встав с постели, судорожно пересматривал конспекты, стараясь ухватить ещё чуточек информации, но я понимал, что это самое "ещё чуть чуть" может сыграть не на пользу. По крайней мере у меня так. 
Постарался провести время до начала экзамена с максимальной расслабленность: завтракал, слушал музыку, то есть старался максимально отвлечься от предстоящего экзамена. Конечно, удержаться от просмотра информации "как там первая группа сдаёт" мне не удалось, прежде всего в силу природного любопытства, ну и, естественно, элементарно "болел" за друзей.
По-моему, сегодня утром больше всего волновались мои родители, хотя папа виду особо не подавал, зато мама...

Но это меня даже немного повеселило. 
И всё-таки, волнение мамы немного (да что там "немного" - сильно!) сказывалось и на мне, поэтому сбежал из дома пораньше, чтобы побыть немного наедине и ни о чем не думать.
Рюкзак, набитый учебниками и конспектами, оттягивал мои плечи приятной тяжестью, напоминая о количестве втиснутых в голову знаний, приятная музыка лилась прямо в уши, да ещё попалось довольно удачное место в автобусе - что ещё надо?
За окном мелькают городские пейзажи, пассажиры входят и выходят, пешеходы толпятся на тротуарах, машины торопятся куда-то, обгоняя друг друга повизгивают тормозами, и солнце такое яркое, светлое, но не обжигающее - как раз такое, как я люблю.
Настроение пренаипрекраснейшее! Однокурсники тоже по-разному настраиваются. Одни спешат заскочить в первой пятёрке, поскорее сдать и "свалить по своим делам", другие задумчиво жмутся к подоконникам, посматривая на улицу, третьи трещат с попугайской назойливостью: "Ой-боюсь-боюсь!", но ничто не может поколебать моей уверенности в том, что экзамен сдам, и непременно хорошо.
Вхожу в аудиторию, тяну билет, читаю вопросы и понимаю, что говорить буду много.

1. Принцип медиаконвергентности в информационно-коммуникативном процессе.
2. Место электронных видов изданий в современном информационном пространстве, перспективы их развития.

Сажусь готовиться, уверенно пишу всё, что помню, знаю, слушал, догадывался, додумываю, продумываю ответ, отвечаю.
Вылетаю из аудитории и тут же попадаю под перекрестный опрос тех, кому ещё предстоит заходить. Ищу относительно спокойное место и отправляю СМС родителям: "Сдал. Оценка - ОТЛИЧНО". Ответное родительское "УРА!!!" ловит меня уже на пути к остановке. А я ловлю, пытающийся сбежать от меня автобус, плюхаюсь на свободное место и... застреваю в пробке. Вспомнил, что у меня в рюкзаке лежит булочка. Но есть передумал, потому что не захотел портить аппетит: дома мама приготовила потрясающие отбивные и мой любимый салат.
И вот я дома, сытый и довольный. Сейчас быстренько поделюсь с вами горячими новостями и "залягу в спячку" - это у меня такой способ снятия стресса. А что ни говори, экзамен - это всегда стресс, даже для подготовленного студента.

Кстати, сейчас многие учителя и библиотекари готовятся к различным выступлениям и докладам по вопросам перехода на электронные учебники. Может быть как раз эта информация, найденная мною во время подготовки к экзаменам будет вам полезна?

1. Принцип медиаконвергентности в информационно-коммуникативном процессе.
Медиаиндустрия в двадцать первом веке – одна из наиболее активно развивающихся отраслей экономики. Трансформационные процессы происходят во всех без исключения секторах, на которые уже традиционно принято подразделять медиаиндустрию. В секторе новых медиа происходит не просто быстрый количественный рост СМИ (средств массовой информации), но и качественные изменения. За последние десятилетия сменилось несколько поколений новых медиа, "родились", "расцвели" и "изжили себя" многие типы этих новых СМИ, например, эхопространства (или свободные эфиры), некоторые типы сайтов. В этом, на первый взгляд, хаотичном развитии, тем не менее, можно четко выделить мощный тренд – конвергенцию.
Под воздействием конвергенции современные СМИ сегодня меняют структуры медиапредприятий, порождают новые типы, виды редакций и медиахолдингов, предъявляют качественно иные требования к работникам. Конвергенция (от лат. convergo – "сближаю, свожу") – это взаимопроникновение, взаимодействие, интеграция коммуникативных средств и современных технологий в единый информационный ресурс, что позволяет говорить о возникновении "конвергентной журналистики".
Изменения в традиционной структуре массмедиа происходят сразу на нескольких уровнях, и это позволяет классифицировать типы конвергенции в СМИ.
1. Конвергенция между производителем и потребителем контента. Интернет становится все более доступным. Потребители и производители контента постоянно на связи, и часто возможности их равны. Это означает, что журналист или любой современный пользователь, вооруженный смартфоном, в состоянии оперативно снять видеоролик, взять интервью с места события и отправить все это в СМИ.
В этом случае можно говорить и о конвергенции технических устройств, мобильных и стационарных:
- средства связи;
- средства отображения информации;
- средства агрегации информации;
- средства редактирования информации;
- средства записи фото, видео и аудио контента.
2. Конвергенция компетенций. Журналист становится журналистом-универсалом. Чтобы идти в ногу со временем, ему необходимо иметь ряд дополнительных компетенций – оператора, фотографа, монтажера. Эти дополнительные компетенции акцентируют внимание на различии контента "полевого" и "студийного", делают разницу между универсалом и профессионалом более заметной. Поэтому конвергенция с одной стороны неизбежно влечет сокращение штатов, а с другой – порождает потребность в профессионалах своего дела, обеспечивающих высокое качество работы и претендующих на высокую оплату труда.
3. Конвергенция компонентов системы СМИ, то есть прессы, радио, телевидения, Интернета. Происходит объединение в одном издании различных способов донесения информации до потребителя. Текстовые и гипертекстовые, телевизионные, радио форматы под влиянием конвергенции становятся более дивергентными.
4. Конвергенция медиа-практик, то есть сближение различных отраслей информационно-коммуникативной деятельности:
- журналистики,
- связей с общественностью,
- рекламы, маркетинга и т.п.
Как и в случае с конвергенцией между потребителями и производителями, спрос на узкоспециализированных специалистов будет расти.
"Будущее лежит в гибридных технологиях, связывающих традиционные средства массовой информации и цифровые",– говорил бывший президент международной федерации журналистов Джим Бумелла (до 2016 г)
Суть конкурентных преимуществ новых конвергентных медиа в том, что их работа построена на новых принципах, во многом отличающихся от принципов работы традиционных СМИ.
Принципы конвергентных медиа:
1. Принцип интерактивности. Для новых медиа мгновенная обратная связь – это особенность, оказывающая влияние как на содержательную часть контента, так и систему формирования и распространения.
2. Принцип сотворчества с аудиторией. Для конвергентных новых СМИ важна возможность создания контента совместно с потребителями. Этот принцип разрушает границу между производителями контента и аудиторией. Информационные агентства и СМИ нередко напрямую используют материалы, созданные обычными пользователями, подвергая их минимальному редактированию. На возникающий вопрос авторских прав отвечают принципы концепция creative commons: они позволяют создавать коллективные произведения и размещать их (полностью или частично) на различных платформах.
3. Принцип оперативного размещения. Речь идет о сокращении временного промежутка между событием и моментом размещения материала о нем. Новые медиа имеют возможность оперативно публиковать любой контент: текстовый, который можно выложить в сеть сразу же после написания, видео – транслируя его онлайн, и т.д.
4. Принцип трансмедийности заключается в том, что из одной и той же информации (информационному поводу) будет произведен контент, предназначенный для размещения на самых разных платформах: информационных порталах, видеохранилищах, Интернет-радио или ТВ, блогах, социальных сетях и т.п. Данный принцип подразумевает оформление, форму подачи контента в соответствии с особенностями платформы.
5. Принцип измеримости обратной связи. Только Интернет-СМИ предоставляют нам возможность точно оценить обратную связь, используя такие показатели, как: счетчик просмотров, скачиваний, ретвитов (дублирований чужих текстов) и перепостов, копирований и иных способов цитирования. В зависимости от значений этих показателей можно объективно судить об интересе и отношении аудитории к тому или иному контенту.
6. Принцип транспарентности рекламной ценности информационного наполнения. Интернет – медиасреда, где рекламодатель может с уверенностью судить о числе контактов аудитории с рекламным сообщением. Мы можем получить точную информацию и об интересе аудитории к рекламному сообщению. Помогают в этом различные показатели, к примеру, число просмотров, кликов и переходов на сайт. Счетчики, отображающие точное количество посетителей и заинтересовавшихся позволяют с высокой точностью прогнозировать число контактов.
7. Принцип ретрансляции. Интернет предоставляет почти неограниченные возможность копирования и архивации контента. Кроме того, пользователь может ретранслировать его разнообразными способами. Доказательство тому – ретвиты, размещение видео и текстов на страницах в социальных сетях, на сайтах и порталах. Конечно, в случае с классическими СМИ читатель может хранить и копировать печатные материалы, сканировать их или записывать на магнитофон, но процесс этот гораздо более трудоемок и требует много времени.
8. Принцип двухфазного рынка контента. Новые СМИ, создавая контент, выводят его на первичный рынок, где часть материалов устаревает и забывается через несколько дней или даже часов, а часть остается популярной и начинает существовать самостоятельно, никак не завися от "родителя". Контент передается от пользователя к пользователю, скачивается, копируется, пересылается и набирает показатели внимания аудитории, становясь частью вторичного рынка контента. Причем, выход на вторичный рынок может состояться в любое время. Известны случаи, когда вроде бы устаревшая информация под влиянием внешних обстоятельств вновь становилась актуальной.
9. Принцип снижения капиталоемкости Интернет-СМИ. Этот принцип хорошо отображается на примере текстового контента: затраты на полиграфию, доставку, хранение и утилизацию печатной продукции в разы выше, чем на размещение фото и текстовых материалов в Интернете. Для телевидения расходы на Интернет-вещание тоже не так высоки, особенно по сравнению с эфирным или кабельным ТВ.
10. Принцип низких барьеров входа на рынок. Для электронных СМИ процедуры, связанные с регистрацией и получением разрешения остаются наиболее простыми и менее затратными, несмотря на изменения последних лет в сторону усложнения и удорожания. Что касается телевидения, то существенное снижение затрат наблюдается на начальном этапе.
11. Принцип многообразия форм рекламы. Интернет-СМИ открывают рекламодателям новые возможности за счет разнообразия видов рекламы, которые будут меняться одновременно со стремительным развитием электронных СМИ. Плюс таких объявлений еще и в том, что они пока не успели "приесться" аудитории.
12. Принцип конвергентной дигитализации. Появление новых функций и возможностей у привычных технических средств способствует возможности совмещения в одной персоналии функций репортера, фотографа, художественного редактора, метранпажа и др., что и провоцирует собственников издания на сокращение штата редакции.
13. Принцип специализации находит свое отражение в сужении круга профессиональных производителей контента (операторов, фотографов, монтажеров) и повышении стоимости их работы, а главное – сказывается на росте специализированных порталов, каналов, сайтов и т.п. нишевых медиа.
(По материалам статьи К.э.н. Радушинской А.И. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет)

2. Место электронных видов изданий в современном информационном пространстве, перспективы их развития.
 В настоящее время производство печатной продукции все больше интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. Прежде всего, практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, оснастились компьютерной техникой, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами обработки изображений. С другой стороны, тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции. Издательства внедрили новейшие сетевые технологии, связанные с распространением медиа-информации в глобальной сети Интернет. 
Электронная книга значительно дешевле печатной и ее изготовление не связано с расходом трудновозобновляемых ресурсов (леса) и загрязнением окружающей среды. Во многих случаях электронные издания оказываются даже более функциональными, чем печатные. Так, справочное или учебное электронное издание позволяет более динамично построить процесс изучения материала и усилить его мотивацию, что, в конечном счете, позволяет ускорить процесс восприятия и запоминания информации. Электронные карты и путеводители помогают туристам и экскурсантам ориентироваться в незнакомых городах и впервые посещаемых музеях. Художественная литература преимущественно распространяется в привычной для нас форме типографских изданий. Однако детские электронные издания уже существенно потеснили книги, так как последние не обладают многими возможностями электронных компьютерных технологий. Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего образования.
Важнейшим преимуществом электронных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Это относится не только к детским игровым, но и к любым изданиям сценарного типа. Такое издание может быть учебным, научно-популярным и даже художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, а активная роль участника. Все фрагменты электронных изданий, моделирующие процессы, могут быть построены по этому типу. Читатель становится участником событий и в определенных рамках может влиять на их исход, что сближает процесс работы с таким изданием с деловыми играми. Но такой эффект невозможно достигнуть при традиционной книжной форме представления информации.
Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных физических явлений, таких, например, как ток и напряжение в электронных цепях, квантовое состояние атомов, их ядер и электронов, прохождение световых лучей в различных средах, включая анизотропные и т. п. Работая с соответствующими фрагментами электронного издания и самостоятельно определяя, например, величины входных и выходных сигналов или углы падения и преломления световых лучей, читатель чувствует себя полноправным участником компьютерного эксперимента, исследователем происходящих процессов и явлений. В учебном процессе такие операции вполне могут быть названы виртуальными лабораторными работами.
С каждым годом возрастает роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением достигнутого уровня знаний, достигается высокий уровень оперативности электронного издания. Особенно это заметно для изданий, распространяемых по сетям. Положительным качеством является и возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования и оценки уровня знаний. Электронный учебник преобразуется в постоянно развивающуюся обучающую, справочную и контролирующую уровень знаний специализированную информационную среду. Электронные издания публикуются в базах данных, и могут применяться в форме баз данных — реферативных и библиографических.
База данных, в которой хранятся (или публикуются) электронные издания, поддерживает каталогизацию и другие виды библиотечной деятельности, в частности, одну из важнейших — доступ читателей в публичный каталог, причем никаких специальных знаний помимо своей предметной области от читателей не требуется. База данных позволяет преодолеть основное ограничение в обслуживании читателей в библиотеках — она дает возможность многим пользователям работать с одним и тем же материалом одновременно.
Очень существенное преимущество электронного издания в сравнении с любым изданием на бумаге — качество хранимого материала (текста, иллюстраций и пр.) в том, что этот материал не изнашивается и не стирается. Еще один фактор — электронное издание занимает значительно меньшие площадь и объем, что также является немаловажным экономическим фактором. Роль электронных изданий в составе издательской продукции постоянно растет, поэтому следует учитывать эти тенденции в развитии издательского дела.
(По материалам учебника "Электронные издания" В.Вуль)

10 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Держите кулачки и во вторник. Сдаю с утра.

      Удалить
  2. Иван, поздравляю! Неужели все это можно запомнить? Нда... Каждому свое))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Да, это вполне можно запомнить. И не просто запомнить, но и применять на практике. И замечу, что это всего лишь два вопроса, причем не самых сложных.

      Удалить
  3. Ваня, здравствуй. С удовольствием познакомилась с твоим очерком.Как на ладони и переживания, и подготовка. Поздравляю с заслуженной отметкой!
    По своему студенчеству помню, что "нахватать материала" и написать шпаргалок,это далеко не всё, что надо для успешной сдачи экзамена. Главное, понимать. А здесь,я уверена, понимание приходит ко всем в разные сроки и не всегда в студенческие годы.В твоём случае, похоже, все сошлось. Первая сессия показывает многое, да и преподаватели смотрят на вас профессиональным взглядом. Одна из моих учениц, которая обучалась несколько лет назад на этом же факультете, проявила себя довольно неплохо настолько, что со всего курса только двух девчат отправили в Санкт-Петербург на практику.
    Интересно, сейчас выбранное направление соответствует тому, ради чего студенты пришли учиться? В моё студенчество мы штудировали научный коммунизм, политэкономию,зачем-то высшую математику...Лишь во второй половине третьего курса нам "показали" детей в течение двух недель, да на четвёртом немного. Учили,конечно, и профилирующие предметы,даже вышеназванное не во вред, но соприкосновение с будущей профессией произошло, на мой взгляд, поздно. Так было,этого не изменить.
    Хорошей и отличной сдачи последующих экзаменов!
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! У меня соприкосновение с будущей профессией произошло задолго до поступления на журфак. Но именно сейчас я начинаю постигать азы профессии. И то, что мне уже было известно, обретает новые формы. Я чувствую свою тягу к издательскому делу. Мне хочется постигать всё новые и новые технологии, окунуться в производство. Скоро первая производственная практика. Очень хочется творить.

      Удалить
  4. Здравствуй, Ваня! Ты умница, всё очень правильно и рассказал, и познакомил нас с материалом, как же всё сложно... Так держать!
    А сколько ещё сдавать предметов? Когда сессия заканчивается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Это теперь моя судьба. И это очень интересно. В данном посте эти вопросы оказались "вынутыми из контекста", поэтому кажутся сложными, а если брать всё по порядку, то читается очень увлекательно, как поэма. Всего сдавать на этой сессии 5 экзаменов: три по спецпредметам, история и современный русский язык. Всё очень интересно и увлекательно. Я полностью погрузился в процесс подготовки и сдачи. Правда, уже немного устал от ожидания.

      Удалить
  5. Боже,такое чувство,что и на дикторов учат. Такие сложные слова, я себя первоклашкой чувствую - читала по слогам некоторые слова. Ох,Ваня,а их же не только прочитать,но и понимать надо. . .Братиш,для тебя это точно песня!!!Держу кулачки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, вспомни свою сессию! Я бы тоже половину "твоих" слов не выговорил.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы