вторник, 28 января 2020 г.

Экзамены

Я не люблю экзамены. Не потому, что для меня это сложно, или какой-то стресс. Просто не люблю. Экзамен - это большая угадайка, лотерея, ни коим образом не показывающая истиных знаний.
На протяжении веков экзаменующиеся и экзаменаторы состязаются в умении "обмани-завали".
Списать - это великий талант, которым обладают не многие, но пытаются все. Причем, попадаются вовсе не те, кто реально не знают, а те, кому просто не позволяют этого сделать. Случалось ли вам наблюдать такую картину, когда экзаменатор внимательно присматривается конкретно к какому-то определенному человеку, доводя его до белого каления. Ну вот просто фиксирует каждое движение каким-то боковым зрением, не обращая внимание, что где-то рядом кто-то "в наглую" списывает? Замечали такое? Нет-нет, наблюдение не за вами. Если вам кажется, что так пристально смотрят на вас - это паранойя, присущая каждому на экзамене, особенно, если единственный способ сдать - это списать, а вы настолько бесталанны, что даже этого не можете сделать.


Знание предмета - это то, что пытаются проверить на экзамене. Ну как, "знание", так себе, теория, умение доказать то, что вы умеете делать. Приведу пример на грани абсурда.
К примеру, человек самой обычной профессии электросварщик, сдаёт экзамен на соответствие определенной квалификации. Для этого ему надо уметь рассказать то, что он делает, а именно:
"Скрепление деталей сваркой основано на принципе заливки соединяемых элементов расплавленными металлами аналогичными тем из которых сделаны свариваемые конструкции. Для этого надо перевести металл из обычного твердого состояния в жидкую стадию с помощью разогрва до температуры выше значения плавления. 

Электрические сварочные аппараты работают по принципу выделения тепла в проводнике при прохождении по нему электрического тока.
Это явление в первой половине XIX века описано физиками Джеймсом Джоулем и Эмилем Ленцем, которые доказали, что величина выделяемой теплоты в проводнике прямо пропорциональна произведению квадрата проходящего тока, электрическому сопротивлению цепи и времени воздействия. Q = I2Rt

Чтобы создать количество теплоты, способное расплавить металлические детали током в сварочных аппаратах используется регулирование дуги за счет изменения величины протекающего тока."
Да, рабочий человек сейчас весьма образован, прекрасно разбирается во всех областях знаний, может спокойно рассуждать не только о конкретном круге делового общения, но и о политике, психологии, искусстве, кинематографе. Кроме того, рабочий должен обладать определенными практическими умениями и навыками. Но, даже если рабочий - виртуоз, но не смог рассказать "умными словами", как он выполняет свою работу, высокой квалификации ему не видать.
И что интересно, если человек умеет всё это рассказать, но у него "руки растут не из того места", то... не быть ему простым работягой. Да, те кто умеет работать - пашут, а тот, кто умеет рассказать как надо работать - стоит над ними начальником. Парадокс?

Каждый уважающий себя человек легко разбирается в тонкостях своей профессии, постоянно совершенствует свои знания, пытается найти наиболее простые пути разрешения различных проблем. Но существуют и "другие", те, кто не силён в практике, зато могут порассуждать о теории. Они то и пишут разные "инструкции и памятки", разобраться в которых без них весьма непросто. И создаётся видимость незаменимости некоторых работников умственного труда.

Вот что-то подобное происходит на экзамене. Человек может что-то сделать, рассказать как он это сделал, почему именно так, но... обосновать, проанализировать, опираясь на теорию, иногда не получается. Особенно если вопрос очень уж отвлеченно-теоретический.
Не знаю кому как, но мне проще сделать, чем объяснить. Нет-нет, я смогу кого-то научить, показать как я делаю, определить порядок действий, но... Бывают такие вопросы, которые ставят в тупик. Особенно, если в самом вопросе содержится ответ. Что-то типа "сколько будет дважды два четыре?" И даже когда ответ очевиден, на экзамене невозможно ограничиться ответом; "Да!", а надо сориентироваться и с умным видом поразглагольствовать.
Я понимаю, журналист должен уметь высасывать из пальца сюжет и подавать его как сенсацию. Причем, чем больше строк - тем выше гонорар. Но моя задача, как редактора и издателя, добиваться предельной краткости и четкости, чтобы не переплачивать за воду. В условиях рынка это весьма актуально.

Вот закончилась третья сессия. Пять зачетов и пять экзаменов: четыре на "отлично" и один - "хорошо". В целом успешно. Теперь с чувством полного удовлетворения можно и день студента отметить.

17 комментариев:

  1. Мы все когда-то сдавали экзамены. Я списывать никогда не умела. Всегда учила все наизусть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже не списываю. Не то, чтобы не умею, просто хочется реально проверить свои знания.

      Удалить
  2. Поздравляю, Иван! Замечательный результат! Теперь можно и отдохнуть!

    ОтветитьУдалить
  3. Ваня, ну поздравляю! Насчет лотереи - да, все очень субъективно. Мы зачастую не понимаем, почему один человек вызывает симпатию,а другой отталкивает.
    судя по оценкам,у тебя все нормально в этом плане)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это точно. Личную приязнь-неприязнь сложно объяснить. У нас очень хорошие преподаватели. И их требования вполне обоснованные.

      Удалить
  4. Поздравляю, Иван!)Да-да, экзамен та еще лотерея)Мне вот достался на госэкз.несложный билет:отрывок для стилистич.анализа из "Моего мальчика" Н.Хорнби, теоретич.вопрос по структуре предложений и коммуникативным типам и по методике - обучение монологической речи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, поздравляю Вас с успешной сдачей экзамена. Насколько я понял, это был экзамен по стилистике русского языка?
      Когда защита диплома? Напишите, будем держать за Вас кулачки.

      Удалить
    2. По русскому я сдавала в 2004-м.Недавно (22.01)по англ.языку.Защита -7ыевраля.Спасибо)

      Удалить
    3. Взял на заметку. Всё будет хорошо!

      Удалить
  5. Иван! Поздравляю, сессия сдана замечательно! Экзамены? Да не важно, что попадётся... Всё равно в профессии нужно начинать сначала. Впереди - главный экзамен, жизнь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это да, журналист, а особенно издатель, должен обладать знаниями "широкого профиля". Вот я и учусь. Знаете. как это всё интересно! Жаль, что не всегда есть время, чтобы углубиться в какую-то тему. Иногда всё проскакивает слишком быстро, даже несколько поверхностно. Но впереди ещё есть время, будет желание - "углублюсь")))

      Удалить
  6. Ванечка, поздравляю с успешной сдачей сессии.
    Ты молодец!
    Хорошо постарался.
    И преподаватели у вас очень хорошие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, мамочка. Теперь немного расслаблюсь и снова за дело.

      Удалить
  7. Ох, Иван, помню, как я учила историю СССР. А подруга совсем не готовилась. Сдавали преподавателю мужчине. Я ответила на все вопросы, но не помнила, что сказал Ленин о государстве. И мне поставили три балла. Подруга же зашла на экзамен самая последняя, что она там говорила, не знаю, но вышла с букетом цветов, тех что мы преподавателю подарили и пятёркой в зачетке. ))) Так что экзамен, лотерея ещё та!
    А ты маладца! Скоро совсем наберёшься опыта и будешь экзамены как семечки щёлкать. Как в том анекдоте про студента. "За сколько времени вы сможете выучить японский язык?". Студент: "А когда сдавать? Ночь у меня есть?".
    Удачного отдыха, Иван!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, да, лотерея ещё та! Студенчество - это прекрасная пора!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы