четверг, 24 июля 2014 г.

Письма из прошлого. Год 1961. Масковы


Более полувека это письмо хранилось в архиве моей бабушки Веры Алексеевны Масковой (Вишницкой). В этом году она показала мне его. Я обратил внимание, с каким трепетом и любовью бабушка погладила эти пожелтевшие странички перед тем, как отдать мне в руки.
И это особое отношение к письму передалось мне. Уже два года, как нет с нами моего любимого дедушки Валерия Алексеевича Маскова, но память о нём жива. И благодаря вот таким письмам из прошлого я ещё больше узнаю о том, как жили Вера и Валерик. 12 июля они расписались, и вскоре молодой супруг отправился на студенческую практику в далёкий Аргудан. Вера не смогла поехать с ним, потому что во-первых работала, а во-вторых ожидала прибавления в семействе. Вот письмо двадцатилетнего Валерия своей жене девятнадцатилетней Верочке.

"Привет из Аргудана!
Здравствуйте Вера и мама. С горячим приветом к вам Валерий.
Письмо я получил 22 августа. Шло 3 дня! Как плохо все-таки работает почта! Я с самого понедельника всё говорил нашим ребятам-кабардинцам чтобы они заходили на почту и всё без толку. Прямо измучился.
Ну пишу о себе.
Живу я на квартире вместе с русскими ребятами. Об этом я уже писал, не понимаю почему ты ещё раз спрашиваешь.
Насчёт еды тоже хорошо - готовим сами. У ребят недалеко огороды, так что продукты свои. Крупы там и прочую дребедень берем в магазине.
Вот и сейчас все ушли в кино, а я пишу письмо и готовлю ужин и завтрак сразу.
Суп уже сготовил. Поплакал немножко над луком, просвежился и снова пишу.
Знаешь, Вера, я сейчас меняю летнюю шкуру, т.е. линяю.
Это всё проклятый креозот, которым пропитывают опоры. В общем если бы ты увидела сейчас меня, то убежала бы от меня за тридевять земель такой я сейчас "красавец". Хорошо хоть лицо не облазит, а руки и шея ужасно. В общем похож на крокодила.
Но вообще это ничего. Пока приеду всё будет в порядке.
У нас уже прохладно. По вечерам уже дрожь пробивает, если в одной рубашке. На Кубани наверно ещё не чувствуете осени, а здесь уже.
Верочка, ты пишешь, что вы скучаете по мне особенно ты и Сашка. Ты не думай, мне тоже скучно без вас и может даже больше. Ведь вы все вместе, а я один и по всем вам. Я и так уже считаю, да пересчитываю сколько осталось дней до 19 сентября. Сегодня 24 августа, значит осталось 26 дней. Уже меньше месяца. Не знаю выдержу ли я эти дни, а то может уломаю бригадира и приеду хоть на денёк, хоть посмотрю какой там Сашка.
Мне сегодня снилось, что я ехал к вам, уже был в Брюховецкой и меня разбудили.
Так мне жалко стало: хоть бы во сне вас увидеть и то легче.
Мне всё время так и кажется что вот я приехал, захожу во двор, ты вскакиваешь, стесняться уже наверное не будешь? Или всё-таки будешь? Если будешь будешь, то ты тогда мордочка. Вот так.
И законно, если только бригадир отпустит, сразу еду.
Я уже просил его, нет ни в какую не соглашается.
Придется его напоить и под пьяный глаз может что и выйдет.
Вера. кино "Полосатый рейс" я видел в Нальчике и здесь. Уже два раза.
Видел также "Волшебное ревю" в Пятигорске. Если будет в Брюховецкой посмотри обязательно, увидишь рок-н-ролл. И вообще кино законное.
Завтра суббота. Думаем смотаться на Голубые озера. Они от нас недалеко, километров 60, а считаются одним из красивейших мест Кавказа и даже мира. Попробуем, если будет погода.
Верочка, ты просишь адрес Ивана. Я пока не могу его выслать, т.к. я точно не знаю где он. Где-то в Прохладненском районе. Если увижу его в Нальчике, я скажу ему и он сам напишет.
27.08.61. Так и не докончил я теме письмо. Пришли ребята сразу шум, гам, ну и я в общем бросил.
На Голубые озера я не поехал. Сейчас сижу в Пятигорске у Юрки дома. Юрка сейчас тоже пишет. А отец его готовит завтрак. Матери нет. Уехала в командировку в Ереван.
Ты представляешь, Вера, всё то что ты мне заказывала я не могу найти. Правда пока в 3-х местах смотрел: в Нальчике, Пятигорске и Аргудане. Может быть позже найду, но опять только в этих 3-х местах и ещё Краснодаре, т.к. ехать обратно мне всё равно ночью и по пути я, конечно, ничего не найду.
Вот что ещё. Обсудите там насчёт электричества. Я думаю взять отсюда все материалы и сделать. Ну а сколько всего брать обсудите сами: сколько лампочек и розеток и где. Обязательно напишите. По моему надо 3 лампочки и 1 или 2 розетки. Ну в общем думайте. Вот пока и всё. До свидания. Пишите быстрее. Как там у вас дела. Как Сашка? И вообще всё-всё.
Еще раз до свидания. Целую. Привет всем. А вам от Юрки. 
                                                                                                   До встречи. 27.8.61"
Я перечитал это письмо несколько раз и всякий раз удивлялся, вот как так можно столько всего написать.
А бабушка пояснила мне некоторые моменты:
 "Сашкой" они называли ребенка в животике (в итоге родилась моя мама и её назвали Ириной)
"Юрка" - однокурсник и ближайший друг Валерия, который в последствии женился на Зое - подруге Веры и в итоге они стали крестными родителями родившейся Ирочки.
Вера просила найти что-нибудь из детских вещей для новорожденного (тогда это был страшный дефицит)

А "насчёт электричества" - это вообще удивительно. Оказывается, что ещё в августе 1961 года в доме не было электричества! Освещение было от керосиновой лампы. То есть, столбы были по улице, но в дом не проводили. Мама Веры (моя прабабушка Вишницкая Мария Григорьевна) говорила : "На шо воно надо елестричество, тилько гроши за ёго платыть" (семья жила небогато)
И только в сентябре 1961 года Валерий приехал из Аргудана, привёз электропровод, розетки, лампочки, изоляторы, электропатроны и сам сделал всю электропроводку.
Мария Григорьевна когда увидела, как зажглась лампочка под потолком, сказала: "Хай будэ!" и ушла на улицу. А потом через некоторое время сказала: "А так лучше".
Вот такая история. Одно письмо, а сколь ко всего узнал!


PS. Фотографии и письмо из личного архива Масковых. 
В письме сохранена авторская орфография и пунктуация.

1 комментарий:

  1. Я всегда с особым трепетом читала письма моего папы...в них столько любви и заботы...сейчас его уже нет с нами, а кажется, что он рядом.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы