пятница, 3 апреля 2015 г.

Крым. Ялта...35 лет назад

На весенних каникулах группа учеников из класса побывала в Крыму. Мы с Ваней, к глубочайшему сожалению, не смогли поехать вместе с ребятами, но с огромным удовольствием сорадовались всем приключениям, которые ребята испытали во время поездки. Лилия Павловна - классный руководитель - каждый день публиковала в своём блоге "планы на завтра", а мы, сидя дома перед экраном компьютера, совершали "вместе" виртуальные экскурсии. Конечно, это всё не то, ничто не заменит живого общения, радости от увиденного воочию, собственноручно "тайком" пощупанного экспоната.
Всё это напомнило мне мою давнюю поездку в Крым вместе с родителями по профсоюзной путевке. Это был август 1980 года, когда в Москве проходила летняя Олимпиада. У меня на это время были запланированы вступительные экзамены в Армавирском педагогическом институте, но когда папа принёс путевки и предложил на выбор: "Поедешь поступать, или с нами, в Ялту?"
... естественно я выбрала Ялту (не было у меня уверенности, что поступлю. Два года подряд я проваливалась на вступительных экзаменах в педучилище (дошкольное образование), получив на экзаменах 4-4, и имея аттестат в 4,5 балла + музыкальная школа. Да! Раньше педагог - это было очень престижно! И вот на третий раз решила поступать уже в институт, отучилась успешно на подготовительных курсах и... уехала в Ялту.)
Мы с мамой бросились в магазин ткани, чтобы пошить себе обновки. В то время, купить что-нибудь стоящее в магазинах было очень непросто, поэтому брали то, что "достали". Мне, как помню, достался отрез на платье какого-то неимоверно...ярко-желтого цвета в очень мелкий насыщенный рисунок, а маме повезло, она купила готовое платье по фигуре.
Пришли мы домой и я, наученная горьким опытом, сначала постирала ткань. (Зачем? Это очень поучительная история. Как-то я пошила себе веселенький сарафанчик голубого цвета с красными маками. Надела обновку и пошла на пляж. По пути мальчишки баловались и брызгались водой, так что основательно нас намочили. Приходим мы, значит, на пляж, я снимаю сарафан... и не понимаю, почему от меня люди шарахаются? Оказывается ткань полиняла и окрасила мою кожу в красно-синий цвет... Я час сидела в реке, а краска так и не отмылась. Так что после этого все ткани сначала стирали. Да и "усадку" после стирки они давали большую. Бывает пошьешь платьице "по фигуре", а после стирки не влазишь.
Кстати, я очень хорошо сделала, что "поленилась" и постирала новую ткань в холодной воде. "Лишняя" краска смылась, а рисунок остался. Потом прополоскала с уксусом, и после этого (уже платье) больше не линяло и не "садилось".)
Пошила я себе очень экстравагантное (по тем временам) платье. На плечах стягивалось при помощи очень длинных тонких шнурков (завязывала "бантиком"), а по бокам от самых бедер разрезы. При малейшем ветре платье с меня "слетало" и оголялись ноги (в пределах разумного), но в "то" время это было очень смело.
Вещи собрали очень быстро и всего в один чемодан. Купальники, полотенца, смена белья и халаты (папе - запасную рубашку) и всё! Это мы почти на месяц собирались так.
Рано утром приехали мы в Краснодар, откуда и должно было начаться наше путешествие. С вокзала доехали на трамвае до улицы Мира. Выходил и натыкаемся на стенд "Краснодарский техникум сахарной промышленности объявляет набор...без экзаменов по конкурсу аттестатов..." Мы переглянулись, посмотрели друг на друга... А по воле случая, мы взяли с собой именно тот чемодан, с которым я собиралась ехать в Армавир, и совершенно случайно в кармашке оказались все необходимые документы. Не вытащила "по ошибке". Вот так мы "заскочили на минутку" в приемную комиссию, и побежали дальше в турагентство.
Нас там уже ждали (через 5 минут отправление). В автобусе я спала, потому что накануне до рассвета гуляла с одноклассниками, сначала на танцах, а потом отправились на берег речки песни петь под гитару. (Городок небольшой, поэтому "в кварталах" старались особо по ночам не шуметь. Так и появился пятачок на берегу реки, где собирались гитаристы.)
Ялта поразила меня своей "заграничностью" и особым шиком. Здесь было очень много невероятных кафе и ресторанчиков, театров, концертных площадок и...даже настоящее варьете!
Наш первый день мы группой отметили прогулкой по набережной и сфотографировались у памятника вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину.

С этой фотографией связана интересная история. Была ветреная погода, а платье у меня было с разрезами "по самые нихочу". Только фотограф настроит камеру, скомандует "Внимание!", как налетает порыв ветра, и моё платье взлетает вверх. Это было очень "неприлично" в таком месте быть в таком виде. Поэтому пришлось срочно бежать к ближайшему киоску и покупать булавки. Так и прикололи мне полы, чтобы не разлетались.
Мы приехали на 24 дня, поэтому времени, чтобы познакомиться с городом было предостаточно, но мы в основном днём валялись на пляже. "Главная" нашей группы раздала всем адреса с местом проживания (в частном секторе), расписание экскурсий и места сбора, талоны на питание (мы могли зайти в любое место и взять еду на свой вкус, расплатившись талонами. Кстати о питании. Обычно мы заходили небольшой группкой в обычную кафешку, брали что хочется и расплачивались все вместе. Так получалось дешевле. В результате мы сэкономили кучу талонов. которые "отоварили" в последний день. набрав кучу дефицитных продуктов (две сумки! даже вино, соки в пакетиках!)
Каждый день был наполнен событиями. Экскурсии, театры, концерты, разные кафешки-ресторанчики, прогулки, пляж. Вобщем отдых полный! Никаких домашних дел, забот. Одни сплошные развлечения.

Здесь впервые на набережной я попала на "заграничные" аттракционы. Покатались, повизжали. Сейчас такие есть а каждом парке, а тогда это было так удивительно. Особенно "Турбо", где нас посадили в кабинки по два человека, а потом началось такое! Эти кабинки летали вверх-вниз, вращались, переворачивались вверх ногами! Это было что-то невероятное!
Были и экскурсии по дворцам и знаменитым местам, но по одной экскурсии в день (и не каждый день). И все они начинались на набережной у причала. Нас грузили на катера, привозили к месту, проводили экскурсию и потом опять свободное время.

Мы побывали в Воронцовском дворце, Ливадийском дворце, Гурзуфе, Была экскурсия и в Ботанический сад, но накануне я перегрелась на пляже, поэтому валялась "дома" с температурой. А папа и мама не поехали в знак солидарности со мной. Мама очень долго потом вспоминала, что из-за того, что я уснула на пляже (в самый солнцепёк), сорвалась такая чудесная прогулка.

Мы взяли с собой фотоаппарат, даже запасную пленку к нему, но фотографий почему-то не осталось. Наверное что-то случилось, но я не помню.
А вот зато во время экскурсий мы фотографировались всей группой, а потом выкупали у фотографа снимки по неимоверно дорогой цене 1,20 за черно-белую, и 2,70 за цветную фотографию. Ну, сказать "цветную" это легко сказать... просто их как-то раскрашивали особыми красками, чтобы придать вид "цветности". Мы, конечно, хотело взять хотя бы одну цветную фотографию, но я обнаружила, что моё желтое платье...почему то зеленое... а у мамы, вместо смоляно-черных волос...ярко-рыжие, как у клоуна. Да и папа наш, обладатель чудесной шевелюры, почему то блестел лысиной... а голова у него стала как яйцо...Такой фотоэффект от "цветной" фотографии.
Зато мы привезли с собой кучу наборов открыток, рекламных проспектов, журналов, даже меню из ресторанов. Это было так удивительно! Все соседи потом собрались у нас дома и рассматривали картинки, фотографии, слушали рассказы папы и мамы, где они побывали, что ели-пили, где жили. Вобщем завидовали, но по-хорошему, по-доброму. А открытки мы потом потихоньку раздарили знакомым. Да и в школу относили, когда делали стенгазеты.
Отдохнули мы очень хорошо. Загорели! Было жалко уезжать. Мои родители даже подумали, а не переехать ли жить в Ялту, но хозяйка дома, в котором мы жили, сказала: "Вы не путайте отдых с постоянным житьём! Местные жители на пляж очень редко попадают. Работают. Вот вы пока развлекаетесь, мы, местные, убираем за вами, стираем, готовим еду, моем посуду, торгуем в магазинах..."
Так что переезжать мы передумали. Отправились домой, а по пути заехали в техникум, куда я сдала документы перед поездкой, и узнали. что меня приняли. Так я стала студенткой факультета "электрооборудование промышленных предприятий и установок".
Провела пару дней дома, собрала вещи и...началась моя студенческая жизнь.

1. Ирина Валерьевна, огромное спасибо за Ваш рассказ о Ялте. Какие трепетные фотографии, какая Вы интересная! Пробудили и во мне юношеские воспоминания. Только я с мамой ездила во Львов, но те же талоны на обед и "заграничные" аттракционы в парке развлечений...

2. Ирина Валерьевна, огромное спасибо за рассказ, такой трепетный, нежный, волнительный. Фотографии - супер, а Вы - настоящая модница.
    Я тоже вспомнила одну поездку. Маму в 1982 году отправили в командировку во Львов, папа решил отправить нас обоих. Вот там тоже были талоны на обед в столовых, "заграничные аттракционы"..

1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Как ни странно, я никогда не считалась "модницей", потому что одевалась всегда не так. как все (по моде), а придумывала такие фасоны, что все удивлялись. Потом, лет через 5, такие фасоны платьев носили все.
      Моя дочка Маша говорит, что я моду обгоняю. Это всегда так было. :))
      Сейчас, правда уже не шью, зато вяжу.что-то интересное. Сейчас вижу в продаже модели такие, как я делала ещё 10 лет назад ;)

3. Интересно.Раньше всегда отдыхали так подолгу?Наверное это очень дорого и не для всех?

1. Здравствуйте, Аноним! "Раньше" те, кто работал на предприятиях и являлся членом профсоюза, хорошо работал - был передовиком производства, получали практически бесплатные путевки в дома отдыха, санатории, пионерские лагеря (для детей) в первую очередь. Но, практически у каждого рабочего была возможность отдохнуть (если он, конечно не был пьяницей, бездельником и бракоделом). Мой папа был в то время рядовым инженером и получил 3 путевки в Ялту по 12 рублей за путевку. Получилось, что проживание+питание+экскурсии+пляж выходило по 50 копеек в сутки с человека. (Полная стоимость была дороже, около 2 рублей сутки)
      Обычно путевки в дома отдыха были на 12 дней, с полным пансионом. Нам просто повезло. В честь Олимпиады сделали "сдвоенный отдых" за те же деньги.

4. Здравствуй, Ирина! Замечательные фотографии из "почти детства" :)) Да, мы в молодости сами шили себе одежду. Кое-кто и сейчас этим балуется.;) А рядом с тобой-это Лена Х.?

1. Да, Женя, это Лена Х. Мы встретились в турбюро и весь отпуск провели вместе: Я. папа, мама и Лена. Жили вместе, гуляли вместе и т.д. Это нас сдружило ещё больше.

5. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Огромное спасибо за такой искренний и добрый пост! Очень интересно было посмотреть фото, рассмотреть их, ведь узнала почти все объекты на них! И Вас узнала!!! ))))

1. Добрый день, Лилия Павловна! Я рада, что Вы меня узнали ;) Мне так кажется, что я совсем не изменилась. а вот гляну в зеркало и "Ой! Кто это?" :))

6. Смотрел я эти фотографии дома и понял, надо съездить, самому посмотреть.

7. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Очень понравился Ваш пост. Вспомнилось сразу, как я в детстве ездила с бабушкой на море в Алушту... А фотографии - чудо. Люблю старые, черно-белые фото, как будто переносишься на десятилетия назад...

1. Добрый день, Анна Владимировна! Мне тоже нравятся старые фотографии. От них веет какой-то особой теплотой. Я помню.как мы с папой делали фотографии. У нас дома был фотоувеличитель и все необходимые химикаты. Это такое увлекательное зрелище. Красный свет, негативы, волшебное появление изображения на пленке. :)...

2. А я люблю пересматривать бабушкины старые фотографии 50-60 годов, представлять, как люди жили тогда, чем увлекались. У меня уже почти все фото цветные, нет в них той прелести... Хотя, может быть, лет через 20-30 их также увлеченно будут разглядывать мои дети и внуки...

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы