четверг, 23 ноября 2017 г.

Спорт - однажды и на всю жизнь. Интервью с мастером спорта по настольному теннису Г.П.Лизуновой

Я заметил, что с возрастом люди становятся более разговорчивыми и с большим удовольствием вспоминают свою молодость. Галина Павловна Лизунова – мастер спорта по настольному теннису, ветеран, несмотря на свои 75 лет продолжает участвовать в соревнованиях, правда всё чаще в роли судьи. Галине Павловне есть что рассказать, мне даже не пришлось задавать много вопросов. Об интервью мы договорились заранее, и Галина Павловна принесла с собой медали и грамоты. Некоторые были просто исторические. Сначала я сфотографировал чемпионку, а потом сделал серьёзное официальное лицо, достал свой любимый диктофон и…
Иван Куничкин: Для начала представьтесь, имя, фамилия, отчество, должность.
Галина Павловна: Лизунова Галина Павловна. Мастер спорта по настольному теннису. В 1966 году я играла за сборную России, общество «Труд». Мы стали чемпионами России в декабре 1966 года.

И.К.: Отличный результат! А ведь этому предшествовали годы тренировок. Или я ошибаюсь?
Г.П.: Нет, не ошибаешься. Я занимаюсь настольным теннисом, именно настольным теннисом с 1958 года.
И.К.: С чего всё начиналось?
Г.П.: Вначале меня пригласили играть за сборную команду школы №3 города Ессентуки, потому что к тому времени я уже научилась играть в настольный теннис. Но за честь школы играть в школьной команде – это были первые официальные результаты. Я сражалась со всеми представителями школ со всего города, с девочками. Среди них была чемпионка Ставропольского края среди школьников из школы №1. Но для победы своей школы я её победила. Так как старалась.
И.К.: А что было потом?
Г.П.: Меня позвал тренироваться тренер, который тренировал городскую команду. Теперь я уже сражалась за город Ессентуки. На краевых соревнованиях всех победила и заняла 1 место среди взрослых. Я старалась, чтобы город Ессентуки был первым. Команда заняла первое место в крае. В том числе и я.
И.К.: Но вот закончилась школа, началась совсем другая жизнь. Но, насколько я знаю, Вы не прекращали тренировок?
Г.П.: Потом в 1959 году я поступила учится в краснодарский техникум. Он назывался электромеханический КЭН. Сразу подошла к физоргу и говорю: «Я играю в настольный теннис». Он меня направил к Тарабыкину, он был корреспондент газеты «Комсомолец Кубани». Их редакция была расположена на углу улиц Гоголя и Красной. Я пришла к нему и мне сказали, что его зовут Юрий Сергеевич Тарабыкин. Он засомневался в том, что я играю.
(Г.П. показывает фотографию тех времён) Я - самая маленькая.


И.К.: Конечно, ему было трудно поверить, что такая юная хрупкая девчушка имеет столько наград.
Г.П.: Да, он посадил меня на мотоцикл, и мы поехали в недавно отстроенный стадион Кубань. Там столы для настольного тенниса стояли в 3 ряда. Он со мной сыграл. На то время он был чемпионом города Краснодара. Ну, Лизунова Галина Павловна его обыграла (довольно смеётся). Он поверил, и я стала играть за юниорскую команду Краснодарского края.
И.К.: Сборная края – это уже совсем другой уровень. Были какие-то особо запоминающиеся моменты?
Г.П.: Мы поехали в Кемерово или Березняки, точно не могу вспомнить, и там я играла за сборную юниоров Краснодарского края. Там были игроки и из Новороссийска и Сочи. Из Новороссийска был Киреев Витя, из Сочи – Штукатуров Леонид, из Краснодара была Лена Бакланова и я. Тренер Тарабыкин Юрий Сергеевич.  Мы заняли 4 место в России. А потом начались личные соревнования, и девочек разделили на 3 подгруппы по 10 человек. И в своей подгруппе я обыграла Дрожжину. Она из Мытищ, но её тренировал в Москве брат, мастер спорта Дрожжин Юра. Но он настолько её натренировал, что не сомневался, что она станет чемпионкой России. Однако в подгруппе она попалась на меня и проиграла. Вот. Но из 10 очков она мне только проиграла, а я двум проиграла. Потому что, когда тренер увидел, что я будущую чемпионку обыграла, мне пришлось играть и с тренером, и у меня было 2 проигрыша. А у неё 1. И ей пришлось играть за 1-3 места. А я за 4-6. Я заняла 4 место в России. А она первое и стала чемпионкой России. Вот такая судьбы. Начало моей спортивной деятельности.
И.К.: Да, судьба бывает несправедливой. Уверен, что если бы пришлось играть за 1 и 2 места, Вы бы обязательно выиграли!
Г.П.: Ну я постаралась бы!
И.К.: А что было потом?
Г.П.: Ну а потом закончила техникум. Мне дали направление в Нальчик. Кабардино-Балкария. Я приехала и там сразу же поняв, что перед ними кто, и спортсмен. Они сразу дали мне общежитие. Я стала работать и учиться заочно в институте, в краснодарский хотела поступить, но ни на очное не попала, ни на заочное. Не приняли краснодарцы. А принял меня новочеркасский институт, на заочное. Ну я просто училась. Все лабораторные, все экзамены сдавала в Кабардино-Балкарии госуниверситете. Там я была практически до 1965 года.
И.К.: А как с личной жизнью дело обстояло?
Г.П.: Никак, пока работала по направлению. Из-за того, что я очень любила свободу, замуж не выходила (а потом вспомнила что-то грустное). Меня даже на учет на квартиру не поставили на заводе. Ну жить в общежитии было уже тяжело. Да и я отработала сполна.
И.К.: А как обстояло дело со спортом?
Г.П.: Были всякие разные соревнования, на которых я выступала уже за «Спартак» Кабардино-Балкарии. За три с половиной года я обыгрывала всех, и мужчин, и женщин. Ездила на соревнования периодически, какие проводились. И меня пригласили играть либо в Казань за «Спартак», либо в Краснодар в «Труде». Либо в Ставропольском крае.
И.К.: Да, сложно сделать выбор, ведь от этого зависела дальнейшая спортивная карьера.
Г.П.: Я выбрала Краснодар. Тренер уже здесь Алексей Константинович Барабанщиков. На всех играх он представлял меня как лучшего спортсмена, а играя за «Труд» мы заняли 1 место.
И.К.: Есть какой-то очень интересный момент из этого периода, который запал с голову.
Г.П.: Есть один, но он неприятный. В край приехала Аратюнян, чемпионка Советского Союза в парном разряде, и я с ней встретилась играть на краевом соревновании. Я ей проиграла со счётом 35:33. Тогда были такие правила, что нужно было играть до 21 очка. И я ей проиграла не до 21 очка, а при счёте 35:33. Равный счёт, однако в сборную края я попала. Сборную края повезли на зональные соревнования в Сочи. Когда мы приехали играть за сборную края, тренер вышел из мандатной комиссии и почему-то сказал, что будешь играть не ты, а игрок из Сочи. Вот здесь твоя бабушка впервые расплакалась. Никогда не плакала, даже когда проигрывала, всегда знала - буду тренироваться и в следующий раз выиграю. Но тренер из Сочи решил поставить игрока из Сочи в команду. Вот здесь я расплакалась.
И.К.: Да, это действительно обидно. Приехать на соревнования и не иметь возможности сыграть.
Г.П.: Да, я не соревновалась, но зато судила эти соревнования. Для того, чтобы меня как-то успокоить назначили игры среди судей. Я заняла первое место. Но вот этот навыка наигрывания, что должно было произойти если бы я играла за сборную края не произошло. Судьи играли слабее.
И.К.: Получается, что Вам главное не победа, а приобретение опыта с сильными соперниками?
Г.П.: Да. Когда я приехала в сборную края играть за первенство России, мы заняли командой не первое место, а второе, потому что я дала слабинку, и той наигранности не было. Вот история из-за чего я плакала в жизни.
И.К.: Многие бы обиделись и бросили тренировка. Ну, раз недооценивают.
Г.П.: Я никогда не бросала тренировки. Даже с двумя детьми. Они мне не мешали. Потому что всё было вовремя. И ужин, и два три раза в неделю уходила на тренировки, обычно на ЗИПе, и периодически соревновалась.
И.К.: А зависит ли результат от того, как держать ракетку?
Г.П.: Конечно! Вот, к примеру, был сильный игрок из Казани в «Спартаке», всех обыгрывала, а когда она играла здесь, я её обыграла. Я тогда играла за «Машиностроение». У неё была хватка ракетки – перо, а у меня европейская. Я знала, как играть с теми, кто играл по-китайски. Вот она второе место в России занимала, а мне проиграла.
И.К.: А вы можете раскрыть какие-нибудь самый важные секреты, которые делают победу более вероятной?
Г.П.: Как педагог дополнительного образования, я могу научить всем приёмам, причём быстро и правильно, как лонги менять, как ракетки, как движения. Если захотят, все приёмы настольного тенниса я могу показать. У меня есть сертификат, проводили семинар, и я его закончила. А вообще, всегда старалась учиться. И совмещала работу, учёбу…
И.К.: А чем Вы ещё кроме настольного тенниса увлекаетесь?
Г.П.: Хобби у меня есть – немецкий язык. Для того, чтобы учиться никто не может быть старым.
И.К.: Что Вы можете пожелать современной молодежи?
Г.П.: Ну хотелось бы для внука сказать, что для себя я сделала вывод, что нужно для владения какой-то специальностью нужно знать пять слов: здоровье, свобода, желание, тренировка, храбрость. Может, кому-то подходит другое. Для молодёжи хотелось бы сказать, что нужно любить свободу, не попадать в рабство, зависимость к алкоголю, курению, плохим людям. Может я ошибаюсь, но для того чтобы быть свободным человеком нужно не попадать в зависимость.
И.К.: Я думаю, это будет хорошим завершающим словом.

А теперь раскрою маленький секрет. Как Вы уже поняли из интервью, я – внук этой замечательной спортсменки. Первым подарком, который я получил от бабушки, была теннисная ракетка. Галина Павловна очень хотела, чтобы я стал спортсменом, но я выбрал другой путь – творческий. Единственное, что «из спортивного» я взял на вооружение: никогда не надо опускать руки, много тренироваться и идти к намеченной цели.

2 комментария:

  1. Спасибо, иван, за репортаж. И пусть со спортом надежды не оправдались, зато о мастере спорта Галине Павловне, теперь знаю многие твои читатели

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Галина Павловна с большой охотой согласилась на интервью, особенно, когда я сказал,что это - конкурсная работа для журфака.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы