суббота, 25 октября 2014 г.

Летят утки... или доверяй, но проверяй

Как часто, готовясь к какому-нибудь ответственному (я подчеркиваю, ответственному) выступлению или конкурсу, мы обращаемся за получением необходимых сведений к средствам массовой информации. И со спокойной совестью ссылаемся на источники, порой не проверив их достоверность.
Мне приходилось несколько раз "обжигаться" использовав непроверенные данные. Поэтому сейчас я никогда не отвечаю на вопрос, не исследовав его самостоятельно (когда это возможно). На помощь мне всегда приходит Большая Советская Энциклопедия и другие справочники, изданные ещё в прошлом веке! Конечно, всю информацию оттуда не получишь, потому что "уж очень много чего понапридумывали" за последние годы. Но если возможно, я беру информацию из этих источников, а уж потом сверяю "те" данные с Википедией и другими интернет-ресурсами. Спросите, зачем мне это надо?
Да вот так, как-то привык... Пока не было в семье компьютера, мы с родителями пользовались справочниками печатных изданий. Конечно, это намного сложнее листать странички в поисках необходимой информации, а потом переписывать вручную необходимые данные, снова искать в другом источнике, снова переписывать, сравнивать показатели того и другого... а обнаружив несоответствие - искать ещё и ещё.

Зачастую, находилась совершенно противоположная информация по одному и тому же вопросу. Тут приходилось отвлекаться от прямого ответа и обращаться к истокам: откуда и почему были сделаны подобные выводы. Решение тут уж принимать приходилось самостоятельно.
Обидно, что не всегда оно оказывалось таким, каким хотели видеть те, кто задавал вопрос.

Да и вопросы часто задаются так, что не знаешь, как ответить.
Не потому, что не знаешь, а потому, что боишься "нарваться на штрафные санкции".
Так в одном из конкурсов прошлых лет был вопрос (примерно так, точно не помню):

"Напишите точный порядок, как строили на Кубани дом из самана. За каждый правильный ответ о порядке работ +5 баллов, за каждый неправильный -5 баллов." 
Я задумался... существует НЕСКОЛЬКО способов строительства. Я знаю точно, КАК строят, потому что сам принимал участие в строительстве саманного дома "от и до". Но срезался на первом же этапе, потому что организаторы конкурса посчитали другой порядок строительства. (Итог - 0 баллов за ответ из 20 пунктов. Хорошо, что "в минус" не вышел).

Потом есть очень коварный вопрос по русскому языку. Во многих источниках слово "кофе" относится к среднему роду. Этот довод очень хорошо и качественно объясняется в работах не одного уважаемого русоведа, В то же время, продолжается употребление слова "кофе" в мужском роде, а в одном из серьёзных печатных изданий я прочитал "...приготовил очень вкуснУЮ кофе" (женский род?) Нам предстоит сдавать экзамены по русскому языку. Как "угадать" такие противоречивые ответы?

И вот теперь, конкурс "Самое синее в мире...". Отличный, замечательный интеллектуальный конкурс. Столько интересного и полезного узнал во время подготовки. Спасибо большое организаторам!
Но и тут произошло недоразумение с вопросом №6 первого тура. Он звучал так: " Следы какОГО рода антропогенной деятельности видны на снимкЕ". То есть, в единственном числе? На одном из снимков (их было 4)? В итоговом протоколе мы прочитали: "Вопрос №6 оценивался в 4 балла (по 0,5 за каждый правильно названный вид деятельности)... Обидно...У нас было около 10 вариантов ответа на этот вопрос, но...мы дали только один (судя по вопросу) ...и... "не угадали" Если бы знали, как будут оцениваться ответы на вопросы, то, естественно не было бы этой "досадной баранки" в протоколе, потому что мы бы написали все виды антропогенной деятельности.

А вот какую интересную информацию я обнаружил на одном из сайтов. Попал случайно, но, так как  увлекаюсь биологией, а особенно новыми биологическими вилами, прочитал и задумался...

"В Финском заливе обнаружено новое змеевидное и зубастое  существо, названное "пирмин". Оно способно жить в грязной воде, перекусывать  кабели в метро и подниматься по канализации на верхние этажи зданий"
Правда страшно? Лично у меня мурашки по спине побежали, тем более, что автор привёл объяснение этого феномена Зоологическим институтом Академии наук:
"По всей вероятности, с каким-нибудь траулером в воду Финского залива были доставлены икринки амазонской пираньи. Остаётся предположить, что эта разновидность хищной рыбы скрестилась в экстремальных условиях Невской Губы с миногой".
Вообще жуть кромешная? А потом немного поразмыслил, вспомнил, что учил на уроках биологии, обратился опять к энциклопедии и...
Пиранья не может жить в соленой океанской воде, она просто погибнет, а икра, попав в холодные соленые воды Финского залива просто замаринуется.

К тому же пиранья мечет икру в донное гнездо на мелководье лесных рек бассейна реки Амазонки, куда не добраться никаким траулером.
Даже если представить, что это случилось, и икра пираньи каким-то образом оказалась на траулере, инкубационный период икры пираньи составляет всего несколько суток, а от устья Амазонки до Финского залива за это время не добраться
Но даже если и предположить, что икра в живом виде всё-таки попала в район Невской Губы, пиранья и минога настолько далеки друг от друга с точки зрения генетики, что скрещивание в естественных условиях более чем невозможно.
И даже если бы это и произошло вопреки всем научным доводам, такое существо не выдержало бы холодной зимы и погибло, как это случается со всеми экзотами. 
Мне всегда было очень жаль, когда "надоевших" аквариумных обитателей выпускают "на волю" в ближайшие водоемы.
Помните, как у нас на Старой Кубани поселились аквариумные рыбки? И даже крокодил был. Правда все они погибли с наступлением холодов. Жаль.

К чему я всё это рассказываю? Надо не только впитывать знания те, что нам дают учителя, но и самостоятельно искать информацию, думать, размышлять, принимать решения в выборе ответа.
  Пусть это будет не всегда верное решение, но именно такие, самостоятельно полученные, заинтересовавшие вас знания остаются в памяти.

2 комментария:

  1. Здравствуй, Иван! Помню, в школе мы всегда ходили в библиотеку, когда нам задавали подготовить сообщение по какому-нибудь предмету. Выбирали книги, искали материал, выписывали необходимые цитаты, утверждения и всё это не на одну страницу (тогда альбомную) Не все энциклопедии давали домой. Приходилось работать в Читальном зале. Никогда не забуду, как готовилась к экзамену по истории на тему "Политическое завещание Ленина" мало его было написать, но ещё и защитить. Сейчас современным ученикам гораздо легче в плане подготовки, но ты прав - "Доверяй, но проверяй")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Мне мама тоже много рассказывала о библиотеках, читальных залах, когда интересную книжку можно было заполучить "на одну ночь". Немного непонятно, но интересно. :)

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы