понедельник, 27 марта 2017 г.

Х Всероссийская Олимпиада "Юные таланты" по предмету география. Мои впечатления, интервью с победителем и не только...

Яркие впечатления разнообразят нашу жизнь. И не важно, результат ли это сиюминутного действа, или долгий путь. И даже не главное, чтобы впечатления были бы непременно положительными, главное, чтобы была грандиозная встряска со всеми вытекающими последствиями. Опыт, опыт и ещё раз опыт - это то, к чему стремится нормальный среднестатистический человек. А бывает так, что обычный "проходной вариант"... Но не буду долго утомлять размышлизмами, держать интригу. Сегодня речь пойдёт о Х всероссийский олимпиаде "Юные таланты", который проводит ФГБОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, а точнее, в том числе и о моём личном участии, и, конечно же о том, с чего это начиналось и дальше-дальше-дальше.
А начиналось всё с письма Алексея Александровича Оробца нашему классному руководителю Лилии Павловне Казанцевой. Наш класс связывает давняя дружба с РГО, возникшая на конкурсе "Самое синее в мире", и Алексей Александрович всегда сообщает о более-менее интересных событиях в мире географии. И в этот раз событие действительно важное: было принято решение впервые на базе КубГУ провести очный этап олимпиады по географии.
Мы не могли пройти мимо такого важного события в образовательной жизни города и появилось довольно много желающих испытать на себе, что такое "олимпиада такого уровня". Но просто так туда не попадёшь. Надо было прежде выполнить задания заочного этапа: за определенное время ответить он-лайн на вопросы (довольно сложные) и честно не пользоваться дополнительной литературой, картами, атласами.



Я только не понял, почему такие требования, ведь в школе обычно учат именно умению быстро находить необходимую информацию и применению её на практике. Так как работы выполнял дома, был соблазн запастись книгами, "погуглить" ответы. Но я подумал, что лучше честно проверить свои реальные знания - это же не экзамен, да и олимпиада бесплатная. Так что как думал, так и написал. Оказывается, я что-то в географии всё-таки понимаю, потому что в числе немногих счастливчиков, набравших определенное количество баллов, был приглашен для участия в очном этапе.
Итак, раннее утро 24 марта. Яркое солнце светит прямо в глаза. И это после стольких дождливо-пасмурных дней! Настроение двоякое: с одной стороны любопытство, с другой стороны страх. Хотя нет, скорее всего не страх, а нежелание разочаровать наставников. Накануне я просмотрел задания предыдущих лет и понял, что уровень олимпиады далеко не школьный. И ещё то, что под рукой не будет ни справочников, ни карт. Как-то странно писать географию баз карт...
Добрались до университета с приключениями: заболтались с мамой в автобусе и проехали свою остановку. Но ничего, успели вовремя, даже успел отдышаться.


Лилия Павловна с ребятами была уже в аудитории и, как всегда настраивала на победу. А я сидел и думал: "Ну вот, "победю" в этом году, а поступать только через год, пропадёт грамотка-то"... Посмотрел по сторонам, а вокруг столько желающих, и все что-то читают, рассматривают какие-то конспекты, карты... А мы, все семеро финалистов из нашей гимназии, пришли только с тем, что нам по списку дали: две черных гелевых ручки, карандаши, линейка, циркуль-измеритель, транспортир, стёрка, паспорт и ксерокопии документов.


Небольшой инструктаж перед началом работы, напутственные слова, раздача листиков с заданиями и... два часа на выполнение. Читаю, и понимаю, что ничего не понимаю. Эх, как бы пригодились сейчас справочники и атласы... А ещё лучше - любимый интернет. Можно было бы такую грандиозную работу накатать!

На удивление, два часа не показались такой уж вечностью, закончились довольно быстро. Листики сданы, и волонтёры повели нас в студенческую столовую на обед. Еда меня совершенно не впечатлила. Кусок в горло не лез. Кое-как запихнул в себя стакан несладкого зеленого чая и мысленно был готов к продолжению работы.


Этот "час на обед" показался намного длиннее, чем два часа за работой. Вот и подтверждение теории относительности.
В университете было много чего интересного, но мне совершенно не хотелось ни разглядывать стенды, выставки картин, да и просто смотреть на студентов. Настроение было практически на нуле. Вторую часть задания я выполнил намного быстрее. Точнее, написал то, что знал и не стал издеваться над организмом, уже основательно уставшим от этого олимпиадного марафона.
В главном холле, у выхода, чуть левее (так и просится на язык "КПП") вахтера, студенты биологического факультета проводили экологический опрос. Обычное анкетирование, за которое каждому принявшему участие давали очень красивое яблоко. Именно эти горки яблок привлекли моё внимание, настолько аппетитными они выглядели. Не знаю, то ли яблоки привлекли, то ли просто любопытство сыграло на руку, но я принял участие в опросе и получил ароматный плод из рук симпатичной Алёны.
А вопросы довольно интересные, попробуйте ответить:
1. Термин "экология" в науку ввёл:
а) Геккель, б) Зюсс, с) Дарвин.
2. Из-за какого предприятия происзходит загрязнение Байкала?
3. Первая Красная Книга Краснодарского края появилась в:
а) 1964, б) 1971, в) 1994.
4. Основные запасы пресной воды находятся в:
а) реках и озерах,
б) ледниках, айсбергах и полярных снегах,
в) искусственных водоемах.
5. Когда произошла Чернобыльская катастрофа?
6.Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами?
7. Повышение температура атмосферы из-за увеличения в ней содержания углекислого газа и некоторых других газов получило название............
8. Когда отмечается Всемирный день окружающей среды:
а) 5 июня, б) 4 июля, с) 5 ноября.
9. Какое море умирает?
а) Мраморное,
б) Каспийское,
в) Аральское.
г) Азовское.
10. Самый загрязненный город РФ
а) Дзержинск,
б) Челябинск.
б) Магнитогорск,
в) Москва.
11. Выберите, какие из этих рек судоходные:
а) Лена,
б) Кубань.
в) Ока,
г) Цемес,
е) Иртыш.
12. Основная экологическая проблема в тундре:
а) Деградация пастбищ,
б) Сведение лесов,
в) Вечная мерзлота,
г) Загрязнение вод.
Меня немного удивило, что Кубань считается несудоходной рекой. Оказывается то, что по ней ходят "кораблики" ничего не значит. Надо уточнить, какие есть критерии для признания реки судоходной.
Домой приехал в состоянии лёгкого шока. Такого я ещё никогда не испытывал. Эмоции переполняли и душили друг друга на корню. Попытался собраться с мыслями... а их нет. Вообще! Не помню, ел ли я в тот день что-нибудь или нет, но наверное всё-таки ел, потому что заботливая мама обязательно впихнёт в меня положенную норму жиров-белков-углеводов и витаминов.
Следующее утро было таким же солнечным, но на небе появились лёгкие облачка, и доехали до универа без приключений. На дверях аудитории висел список с вчерашними результатами. Ура! Я не вошёл в пятёрку сильнейших. Правда, странная реакция? Но я действительно этого боялся. Почему? Да просто по условиям олимпиады,каждый из пятерки сильнейших должен отвечать помимо основных, на дополнительные вопросы перед членами жюри, чтобы выявить лидера площадки.
И только я успокоился, как во мне тут же проснулся журналист. В голове возникло множество идей, и первая - поговорить с лидером по итогам первого дня, тем более, что это довольно интересный человек! Мне повезло вдвойне, потому что он согласился дать мне интервью. Я достал диктофон и...
- По итогам первых двух письменных туров очного этапа олимпиады определился явный лидер. Мне удалось побеседовать с ним до начала устного тура и немного поддержать, хотя бы морально. 
И.К. - Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
М.Б. - Миша Балабанов, я из Саратова.


И.К. -В какой школе ты учишься, в каком классе?
М.Б.- Лицей №2, в 9 классе.
И.К. - Как много у тебя проходит занятий по географии в школе? Сколько раз у вас география в школе?
М.Б. - Два раза в неделю.
И.К. - У вас есть какой-то определенный уклон, географический или ещё какой-то?
М.Б. - Нет. Просто обычный лицей.
И.К. - Как давно ты увлекаешься географией?
М.Б. - Нуууу, я ещё с трёх лет играл в города, это мне это как-то очень сильно понравилось, и я начал заниматься географией. Потом начал ходить на олимпиады.
И.К. - На олимпиады сколько лет ты уже ходишь?
М.Б. - Так. С седьмого класса.
И.К. - То есть, третий год получается?
М.Б. - Да.
И.К. - Седьмой, восьмой, деятыяй класс…
М.Б. - Да.
И.К. - Первые результаты были какие?
М.Б. - Ну я выиграл городской этап. Но дальше в седьмом классе было пойти нельзя.
И.К. - То есть у тебя сразу пошел результат?
М.Б. - Да.
И.К. - То есть сказалось именно увлечение с раннего возраста?
М.Б. - Конечно сказалось.
И.К. - С преподавателем, с которым ты сейчас приехал, сколько лет занимаешься?
М.Б. - С пятого класса. Уже пятый год!


И.К. - То есть, это твой единственный педагог?
М.Б. - Да.
И.К. - Больше ты ни с кем не занимаешься?
М.Б. - Да.
И.К. - Какие чувства ты испытываешь вот сейчас, накануне последнего этапа - устного тура? Ты сейчас по рейтингу самый первый, идёшь с большим отрывом…
М.Б. - Да-да…
И.К. - Твои чувства?
М.Б. - А-а-а, волнуюсь. Потому что не могу выбрать какую тему брать на устном туре… Нууу, в целом я доволен! Потому что набрал много баллов.
И.К. - У тебя есть слабые места в темах?
М.Б. - Ну, учитывая, что я ещё не учился в 10 и 11 классах, у меня проблемы с экономической и политической географией. Но может их не будет.
И.К. - Твой прогноз сейчас: сможешь ты стать абсолютным победителем, как говорится "порвать всех"!
М.Б. - Нуууу, в первую тройку, я думаю, попаду.
И.К. - Ещё вчера, как только тебя увидел. Сразу определил: это человек победитель. Было какое-то предчувствие. А вот ты, когда ехал сюда, всё-таки ты ехал издалека, была уверенность, что сможешь показать очень высокий результат?
М.Б. - Я об этом не думал - я готовился.


И.К. - То есть ты вышел на знаниях предыдущих лет?
М.Б. - Нет. Я же говорю, что "я готовился".
И.К. - То есть?
М.Б. - Сидел в поезде с атласами и готовился.
И.К. - Молодец… А конкретные, личные занятия с педагогом у тебя были?
М.Б. - Нет.
И.К. - То есть подготовка чисто самостоятельная?
М.Б. - Ну, то есть, пару раз сходил. Готовился, а так в основном дома сидел.
И.К. - По остальным предметам ты как учишься?
М.Б. - Круглый отличник.
И.К. - Это замечательно! А тебе учеба даётся легки именно от того, что ты много занимаешься, или у тебя есть какие-то особые способности?
М.Б. - Наверное, всё-таки, способности. Я очень быстро считаю в уме. Просчитываю разные варианты.
И.К. - Сколько времени у тебя уходит на подготовку домашнего задания?
М.Б.- Это на уроки?
И.К.- Да.
М.Б.- Ну может час-полтора. Если много задали.
И.К. - Кроме занятий в лицее и увлечения географией. Чем ты ещё занимаешься?
М.Б. - Как-то особенно ничем. Просто провожу время так или иначе, читаю…
И.К. - А что ты любишь читать?
М.Б. - Да всё подряд!
И.К. - Пользуясь случаем, хочу пригласить тебя в мой блог, где я опубликовал несколько своих фантастических повестей, рассказов. Может тебе будет интересно?
М.Б. - Я посмотрю.
И.К. - Как ты относишься к информации в сети Интернет?
М.Б. - Я читаю те книги, которые не могу найти в городе. Информации в интернете больше, она более доступна. То есть я считаю, что это положительное изобретение.
И.К. - Когда ты ищешь информацию в интернете, ты берёшь один источник, или перепроверяешь?
М.Б. - Нет. Я беру несколько.
И.К. - А если ты находишь несостыковки, как поступаешь?
М.Б. - Беру среднее. Если здесь написано 10, а там 20, то я возьму 15.
И.К. - Среднее? То есть ты не пытаешься докопаться именно до истины, до последних данных…
М.Б. - Ну как правило, истина где-то посередине.
И.К. - Интересная версия. Очень надеюсь, что ты сегодня в устном туре одержишь уверенную победу. Желаю тебе больших успехов. Спасибо большое за интервью.


Миша очень эмоциональный собеседник. Он отвечал порой односложно, но глаза и движения договаривали. В нём чувствовался какой-то внутренний стержень. Хотелось поговорить о многом, но начался устный этап. Тоже в довольно интересной форме.
Сначала всем участникам раздали по 5 комплектов разноцветных карточек с индивидуальным кодом участника. Провели инструктаж, ответили на все возникшие вопросы и началось то, к чему все стремились, а именно - борьба за победу. За то самое заветное первое место, дающего право на гарантированное поступление на геофак, конечно же при условии нормальной сдачи ЕГЭ.
Первым отвечал Миша Балабанов. Он уверенно вышел к экрану, спокойно выбрал тему, без всякого волнения ответил на все дополнительные вопросы и сел на место.


Вообще то это надо было видеть. Понимаете, человек знает и спокойно так рассуждает, как бы говоря: "ну это же всем известно, зачем вы спрашиваете, это же так просто".
Его спокойствие придало уверенности остальным финалистом, хотя на фоне Миши они выглядели довольно "бледно". Запинались, путались в терминах, позволяли себе говорить: "Я не знаю". Мне кажется, это недопустимо для финалиста. Кстати, именно этого я и боялся, когда примерял на себя "рубашку победителя". Это позорно - выйти и "облажаться по полной". У присутствующих может возникнуть сомнение в честности выполнения письменного задания. Хотя, скажу откровенно, я не видел возможности списать.


Не финалисты, тоже отвечали на вопросы, кроме дополнительных, причем с трёх попыток. Первый вопрос сложный - заполнялась зеленая карточка. Второй, наводящий, о том же объекте - ответ записывался в желтую карточку, ну и после третьего пояснения шла в работу красная карточка. Естественно, количество баллов выставлялось в зависимости от того, в какого цвета карточке оказывался правильный ответ.
Две камеры - в начале и в конце аудитории записывали всё происходящее, это на случай, если кто подаст апелляцию, но у нас всё было нормально.


За час мы закончили устный тур. Члены комиссии отправились подсчитывать голоса и печатать сертификаты, а участники олимпиады получили возможность в течение двух часов самостоятельно ознакомиться с университетом, побродить по окрестностям, пообедать...
Я почувствовал голод, поэтому мы с мамой пошли в студенческий буфет, но там оказалась большая очередь из студентов. Мы не стали создавать очередь, ведь времени у нас было предостаточно, а студентам надо было ещё успеть на пары. Так что началась наша небольшая экскурсия по коридорам.


Ух ты! Я встретил девочку-чертика! Вот чего не ожидал! Оказывается, сегодня проходит какое-то мероприятие, но оно уже закончилось. И тут и там встречались группки веселых студентов. спешащих куда-то. Но не все были так веселы и беззаботны, некоторые терпеливо ждали перед аудиториями и читали какие-то конспекты с таким обреченным видом, что я решил, будто они пришли сдавать "хвосты". Но вопросов задавать не стал. Что людям настроение портить.
Очень интересная выставка детских рисунков на факультете РГФ, посвященная Греции. Долго смотрел, а потом обратил внимание на стенд...
Почему места пребывания французов на Кубани отмечены флагами Италии? Загадка.


За одной из дверей было необычно тихо, а на стенах висели портреты ректоров университета. Настоящая картинная галерея.


Студенты разбрелись по аудиториям, а мы всё-таки пошли в буфет, где поели довольно вкусный плов и выпили чаю. Потом ещё немного побродили по этажам, насчитали ещё несколько буфетов, заглянули в читальный зал, вздрогнули от внезапно раздавшейся сирены за дверью одного из кабинетов на химическим факультете...
Два часа прошли и мы отправились на церемонию награждения. У меня не было сомнения в том, что победит девятиклассник Михаил Балабанов. Так и случилось. Правда, ему дали диплом второй степени, так как для получения диплома первой степени, дающего право на поступление, надо было набрать определенное количество баллов. Был ещё один диплом, третьей степени, доставшийся сочинскому одиннадцатикласснику, но он так откровенно был недоволен результатом, что чуть не испортил настроение всем остальным олимпиадникам, получивших сертификат участника.


Я тоже получил свой сертификат участника, чему очень рад. После небольшой фотосессии вышли на улицу, а там... дождик. Милый, весенний, по-осеннему затяжной, настоящий Кубанский, как раз то, чего мне не хватало!
За эти два дня я обрёл существенный опыт, получил новые знания, познакомился с интересными людьми. Но эмоционально был, не то, чтобы опустошен, но не готов сразу делиться впечатлениями. Только сегодня "созрел". И вот что получилось.
А теперь ещё несколько фотографий.
Представитель Пермского университета, аспирант Осоргин К.С. Очень серьёзный человек, очень ответственно относился к проведению олимпиады. Обладает хорошей дикцией, что, согласитесь, очень немаловажно, особенно при прочтении заданий.


Читаю программу проведения Олимпиады. Как хорошо всё продумано, до мелочей! 


5 минут до начала проведения олимпиады. Волонтеры - студенты географического факультета раскладывают задания для участников. До этого момента никто не видел заданий. Интересно всем!


"Разбор полетов" после первого письменного тура. Лилии Павловне было очень интересно узнать о заданиях. Мы пытались вспомнить, но "головы были забиты" и хотелось просто отдохнуть, ни о чем не думать.




Снова Константин Сергеевич Осоргин сразу после письменного тура. Судя по спокойному выражению лица, он был очень доволен, что краснодарцы такие дисциплинированные, послушные и честный.

После устного тура я задумался о профессиях. Нашел стойку с газетой "Работа" и с увлечением читал. Сколько, оказывается, свободных рабочих мест! И зарплата вполне приличная!


А это "небольшой студенческий буфет". Точнее, ассортимент. Цены тоже вполне приемлимые. Например, есть суп всего за 17 рублей. И можно всегда брать кипяток из титана и варить чай из своих пакетиков. Для меня. как любителя зеленого чая с жасмином, это очень важно.


Аудитория после окончания олимпиады. Мы все бродим по универу, жюри подсчитывает наши баллы, а атмосфера олимпиады всё ещё витает...


Вот с такими глазами я вышел после олимпиады. "Все мысли кончились"...


Миша Балабанов - девятиклассник из Саратова - победитель региональной площадки. Обладатель диплома 2 степени с призами от организаторов.


Текст гимна Пермской Олимпиады, которую мы пели на закрытии.


Я пою. Наконец-то почувствовал себя "в своей тарелке". Громким голосом пел незнакомую песню по типу "караоке" - по-моему получилось.


Фотографии И.В.Куничкиной 
Ещё об Олимпиаде можно прочитать:
-  в блоге "ГЕОГРАФОЧКА" 

10 комментариев:

  1. Здравствуй, Иван! Спасибо, что поделился своими мыслями. Читала об этом мероприятии у Лилии Павловны, было интересно узнать твоё мнение. А когда ты брал интервью у победителя, вопросы придумывал на ходу? Это тоже ведь большое умение собраться с мыслями и сформулировать вопрос! Мне кажется, у тебя отлично получилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!Я до сих пор нахожусь под впечатлением от олимпиады. Вот немного "разгружусь с делами" и обязательно проштудирую ответы. Сейчас, несмотря на каникулы, я очень занят, об этом расскажу подробно после... Идея с интервью возникла спонтанно. Я просто подошел, спросил: "Это же ты - Миша, победитель?" - "Я" - "Вот бы у тебя интервью взять!" - "Давай". Мы отошли в сторонку, где было не так шумно, и я достал диктофон. Это была полная импровизация. Приведено дословно.

      Удалить
  2. Здравствуй, Ваня!
    Я поздравляю тебя с участием в олимпиаде такого уровня! Ты молодечище, что откликнулся на участие, что выполнил достойную очного участия работу, что не побоялся пойти на очный этап! Очень было интересно прочитать интервью - ответы коротенькие, но интересные и правдивые. Пусть и дальше всё получается! А опыт... Он обязательно пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Таких насыщенных каникул у меня ещё не было :))) И по загрузке и по значимости. Так хочется обо всём поскорее рассказать, но надо быть терпеливым и дождаться окончания "мероприятия".
      А интервью с Мишей я включил в конкурсную работу. Оно внесло разнообразие. С этим "немногословным" интервью работа поучилась...ярче.

      Удалить
  3. Ваня, поздравляю с получением такого важного опыта в твоей жизни! Очень ответственная и важная олимпиада!!! С удовольствием прочитала интервью! Тебе нужно стать журналистом. Мне кажется, что у тебя отлично получается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Анна Владимировна! Спасибо за поздравление. Это был действительно опыт! Опытище! Только интересно, неужели победитель олимпиады может действительно сдать ЕГЭ на оценку...ниже 75? В этом случае результат олимпиады не зачитывается. Честно говоря, я думал, что победитель олимпиады автоматически становится 100-бальником и может не сдавать ЕГЭ. Оказывается, всё не так просто.

      Удалить
  4. Здравствуй, Иван. Первый раз почитала твой блог и попала на такой интересный материал. Ты пишешь так увлекательно! Возможно не только география, поэзия, но и журналистика - это одно из твоих будущих призваний? И спасибо за стихи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Mila! Добро пожаловать в мой блог! Вы правы, я хочу связать свою жизнь с журналистикой. Рад, что Вам понравились мои стихи. А повести читали?

      Удалить
  5. Я знакома с Мишей. Но его фамилия не Балабанов, а Балабан. В этом году этот замечательный парень взял серебро на международной олимпиаде, в Гонконге. А автору большой респект, так просто и увлекательно. Просто супер.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, я очень рад, что Вы лично знакомы с Мишей. Передайте ему мои самые искренние восхищения. А фамилию он сам так назвал, я ничего не выдумал. У меня есть аудиозапись с интервью. Там он четко говорит:"Миша Балабанов. Я из Саратова".

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы