среда, 12 ноября 2014 г.

Поэтическо-познавательная страничка, или Как казаки изменили русло реки Кубань

Река Кубань, что протекает по территории Краснодарского края очень красива. Казаки, переселившиеся в 1793 году на прикубанские земли, были поражены величием этой реки. А сколько рыбы водилось в её водах! Да и защитой река служила от набегов черкесов.
Река Кубань и её притоки были единственным источником пресной воды. Приазовские лиманы и близлежащие территории были солеными и непригодными для ведения сельского хозяйства.
Пресные воды реки Кубань через русло попадали в Черное море. Но стоит отметить, что русло реки в разные периоды времени меняло свое направление и Кубань впадала то в Черное, то в Азовское море. Было как-бы два русла: старое и новое.
Вот казаки, переселившись на Кубань решили изменить русло реки, направив её воды по старому руслу в Азовское море. Это позволило опреснить лиманы и плавни, сделать их более пригодными для разведения рыбы, которая направилась для нереста из Черного моря через пролив в Азовское море и оттуда - в лиманы.
 Прилегающие земли стали более пригодными для сельского хозяйства, а Азовское море стало более пресным и более рыбным. Столько развелось разной рыбы, особенно осетров!


Я попытался представить, как происходило всё это решение-обсуждение, как-бы перенесся в то время, и у меня получилось вот что: наверное так решали кубанские казаки, переселившиеся на Кубань, проблему дефицита пресной воды. Я сочинил это на кубанской балачке, чтобы лучше представить атмосферу того времени.

Ой, прыихалы мы до Кубани житы,
Тай нёмаэ дэ воды испыты,
Тай кругом вода, тай солянюча,
Як напьесся, так живит и вспуче.

Тай одна Кубань-река годыця,
Шоб воды козаче мог напыця.
И нычого, браццы не зробыть,
Тилько як Кубань поворотыть.

Хай тыче вона во другэ морэ,
Хай нэ буде бильш у моря соли,
Хай напоэ мать Кубань-река
Плавни и лиманы на века.

И булы шоб, браццы, с той поры
На Азове-море осетры.


Для тех, кто не владеет кубанской балачкой, предлагаю перевод на современный язык.

Как приехали мы на Кубань жить,
Только негде нам воды испить,
Всё кругом соленая вода,
Выпьешь- с животом беда.

Лишь одна Кубань река годится,
Чтобы мог воды казак напиться,
По другому так не может быть,
Только как Кубань поворотить.

Пусть течет Кубань в другое море,
Пусть не будет в море много соли,
Пусть напоит мать Кубань-река
Плавни и лиманы на века.

И чтоб были, братцы, с той поры
На Азовском море осетры.


Стоит сказать, что новое русло реки Кубань строили женщины-казачки, старики и дети, потому что мужчины в это время несли службу по охране границ Казачьей волости.

11 комментариев:

  1. Два в одном: стихи и история, спасибо. А ведь сочинить на кубанской балачке не так уж и просто, а у тебя получилось, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, у меня мама, оказывается, свободно "балакает", вот она и научила меня немного. Тем более, что я и сам интересуюсь "кубанской балачкой". Впервые с ней я столкнулся, когда разучивал кубанские песни в ансамбле, но мало что понимал. Так, запоминал "на слух", а потом, во время фольклорной экспедиции заинтересовался, как разговаривают люди в станицах. И уже после э
      того узнал, что, оказывается, моя мама ох как и "балакает"! :) Вот она меня и обучает. :-bd

      Удалить
    2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Ваня правильно написал, но когда я "балакаю" - он так смеется :)) А потом пытается повторить, но у него проскальзывают "городские говорушки". ;) Так что работа по сохранению языка ведется.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, Иван, добрый вечер. А ведь это замечательно, что не только просто автоматически заучены слова наших кубанских песен, а есть еще и понимание того, о чем там говорится. Я люблю петь, правда, только дома, где-то медведь рядом прошел :)) ) и люблю слушать. Все песни понимаю, балакали у нас в семье...

      Удалить
    4. Доброе утро, Анна Борисовна! Кстати, знаете, откуда взялись "многоголосные народные песни"? Именно от того, что не у всех есть голос и слух, а петь - душа просит!:) Вот и поёт "запевала" основную мелодию, а остальные подпевают, кто как может. ;) Одни гудят низко на одной ноте, другие "подвывают", третьи пищат где то высоко-высоко. Со временем выработались "стандарты подпевки", которые отшлифовались и получились стандартные штампы народных мелодий.

      Удалить
    5. спасибо, Иван за разъяснения, значит, я неплохо бы смотрелась в "подпевках")))). Кстати, вспоминаю, что лет 15 назад пела в школьном хоре, видно там пытались "отшлифовать" мои музыкальные данные

      Удалить
  2. Ваня, когда впервые прочитала стихотворение, оно меня просто потрясло! Быть может, как-нибудь покажешь в блоге ВСЮ работу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Лилия Павловна! Я планирую показать ВСЮ работу, и не только её. Только ещё продумываю, как это лучше сделать. Скорее всего в виде новой странички "Презентации" ? :)

      Удалить
  3. Еще раз не поленюсь сказать: Иван, ты настоящий талант! И это не только о стихах. Восхищаюсь твоей усидчивостью и желанием узнать что-то новое о своем родном крае. Ты и Лилия Павловна, твой учитель, в буквальном смысле вдохновили меня. В своем блоге я тоже решила публиковать свои размышления, экскурсии, исследования... Вот мой первый опыт: http://bergamotblog.blogspot.ru/search/label/Прогулки%20по%20Тульскому%20краю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Спасибо за оценку моего блога. У меня ещё есть несколько идей, которые, как мне кажется со временем подхватят другие блоггеры. ;) Так, как случилось с моими идеями о размещении кликабельных ссылок с подобными темами после поста.
      У меня также есть интересные страницы "Мои стихи" в которых я разместил все свои стихо-сообщения, опубликованные в других блогах.
      А сегодня открыл новую страничку "Метро 2033" с моей новой авторской повестью "По обе стороны баррикад".
      А я с удовольствием побываю у вас в "Бергамоте" ;) Я уже "пробежал по-быстрому" по страничкам. Но, думаю, надо внимательно поизучать. :) Спасибо!

      Удалить
    2. Спасибо и тебе. Я с удовольствием буду знакомиться со всеми твоими новшествами!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы