воскресенье, 23 сентября 2018 г.

... и ежу понятно!

А вы знаете, что выражение "И ежу понятно" стало известным благодаря малоизвестному среди школьников стихотворению Маяковского "Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий"
Почему "малоизвестному"? Прочитайте, поймёте.
Итак, вот довольно "непедагогические" строки из этого стихотворения:
     "Дрянь и Петя 
                            и родители: 
      Общий вид их отвратителен.
     Ясно 
             даже и ежу — 
     Этот Петя 
                      был буржуй." 

Так кто же такой этот "ЕЖ", которому всё понятно? В середине двадцатых годов прошлого века в СССР создавались школьные интернаты для одаренных детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И). 
Учеников одногодичного потока так и называли - "ежи". 
В этих интернатах дети обучались за государственный счёт. Они обеспечивались всем необходимым, жильём, питанием, одеждой. Это было очень существенно, потому что и в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко содержались за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.
Начальная школа в селе считалась школой первой ступени; окончив её, подросток мог направиться в уездный город и поступить в семилетку, которая считалась школой второй ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке.
Теперь понятно, кого же называли "ЕЖИ"? Это подростки, направленные в специальный интернат для прохождения определенной программы обучения за один год. По ускоренной программе. Обычная программа была рассчитана на два года. И когда "ежи" приступали к обучению, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому, тем, кто уже обучался по двухгодичной программе и не успевал по каким-то предметам, говорили с укором: "Это даже ежу понятно".
Вот такая история.
PS: Если честно, стихотворение поражает жестокостью и нетерпимостью. 
Источники: https://newtonew.com/school
https://ru.wikisource.org/wiki

19 комментариев:

  1. Иван, здравствуй!
    Спасибо большое за филологический ликбез!
    С удовольствием прочитала пост ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне попалась на глаза коротенечкая заметочка, которую мне захотелось пересказать своими словами. А Вы стих этот читали?

      Удалить
  2. Интересно! Спасибо, Иван! Не знала о происхождении этого выражения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я тоже не знал. А Вы стих прочитали?

      Удалить
  3. Спасибо, Иван, надо же, какое, оказывается, происхождение у этого выражения. А я-то про колючего всё думала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Да, я тоже сначала думал, что это про умного ежика. Оказывается, вон как повернулось. А Вы стих прочитали?

      Удалить
    2. Прошлась по твоей ссылке, ознакомилась. Ну что я могу сказать? Типичное стихотворение своего времени. Жестко, но метко. Особенно в конце как-то уж совсем палку перегнули. Но с другой стороны, правда написана. Разве не так себя ведут современные Пети и их папаши?

      Удалить
    3. Да, стих написан в духе того времени "... разрушим до основания, а затем...". Мне это показалось слишком жестоким и пропагандистским.

      Удалить
  4. А я вот прочитала. Мне совсем не понравилось. Хоть и сейчас есть такие семьи, но все же...бррр. А вот интересное слово встретила в стихотворении:" Ах, жадаба!" ???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, "жадаба" - это типичный неологизм Маяковского. Смесь слов жадина и жаба. То есть нечто омерзительно противное "жадина и жаба".

      Удалить
    2. наверняка "жаба" и "баба" (Маяковскийstyle))))

      Удалить
  5. Здравствуй, Ваня!Прочитала стихотворение... С трудом добралась до конца) Никогда не понимала творчество Маяковского! Жалко больше всего щена и обеих мам! Сима-пролетарий и его семья - тоже не ангелы! Но Петя... Очень интересный авторский ход со зверями-мстителями! Да! Маяковский - особенный поэт!
    Очень интересна и неожиданна история про ЕЖА! Не знала! Очень интересный пост! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Мне нравятся стихи Маяковского. Есть в них какая-то экспрессия, натиск, призыв. Но некоторые вызывают чувство отторжения и брезгливости. Не само стихотворение, а то, что там описано. Хотя, если почитать, к примеру, Чуковского, там тоже много жестокости. Причем, это почему-то в детских стихах. Наверное, дети воспринимают мир по-другому, не так, как взрослые.

      Удалить
  6. Очень интересный пост! с большим интересом прочитала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Владимировна. Я рад, что Вам понравилось.

      Удалить
  7. Интересное рассуждение. Я тоже не знала о классах "ЕЖИ". Интересно, а как бы сейчас рассуждал Маяковский, когда классов от "А" до "Щ"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, интересный вопросец. Но, как мне кажется, Маяковский нашел бы подходящие слова.

      Удалить
  8. а в мое время (эх,старушка я) в классы Е и Ж отправляли учиться тупеньких, вот я и думаю, я как-то по-общей части обожаю Маяковского, и его свободный стиль, вот может быть,но не хочу утверждать конкретно, что данное выражение, что "ежу понятно" говорит о том, что даже "тупенький" понимает кто такой этот Петя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маш, ну что ты... я же училась в 8-е классе. Это был один из самых сильных классов. Просто демографический взрыв. Хотя, до сих пор считается,что А класс самый сильный. Хотя это вовсе не значит, что "чем дальше, тем слабее".

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы